Нальчик

Нальчик не серого цвета

Город не боится ярких цветов, хотя подобная смелость вызывает неоднозначную реакцию. Чего только стоит здание Центральной поликлиники на Толстого. Или же целый архитектурный ансамбль спортивного комплекса «Гладиатор» с ярким красным акцентом на Ленина – пример соседства современности с советским периодом (с Дворцом пионеров и Дворцом спорта).

«Вы, наверное, не замечали, что в покраске Дома Правительства использовано три белых цвета с малозаметными оттенками. Это даёт дополнительный эффект объёмности деталей. Присмотритесь», – говорит архитектор Юрий Логоватовский. И это не единственный цветовой нюанс в нашем городском пространстве.

«Роль цвета в архитектуре – сложный вопрос, достойный отдельного исследования, — говорит Юрий Степанович. — Но если совсем коротко: представьте себе квартал многоэтажек, окрашенных в один цвет. Это будет депрессивное унылое пространство, которое захочется быстрее покинуть и после этого облегчённо выдохнуть. Но мы можем разнообразить его цветовым решением, наметить цветовые ориентиры, цветовые пути и границы.

Мы не перепутаем свой дом или подъезд, если он выделен цветом, даже если соседние такие же». Как тут не вспомнить главный новогодний фильм, в котором путаница у героя происходит именно из-за однотипных домов. Бетонные здания у нас ещё сохранились. И если летом их колор разбавляется зеленью, то зимой нагоняют тоску, в народе прозванную «эСэСэСэРость». Но взят уже другой курс – современные жилищные комплексы имеют свой, не серый, цвет. «Колористика зданий в центральной части города в советское время была выдержана в тёплых солнечных тонах, – говорит архитектор. – В сочетании с зеленью и многочисленными цветочными композициями это создавало атмосферу спокойной радости, уюта.

Районы многоэтажной жилой застройки, к сожалению, воспринимались серыми, хотя многие здания таковыми не являлись. В микрорайонной застройке в целях экономии применялись недорогие краски, которые быстро выгорали и первоначальный цвет уже трудно было определить. В современном Нальчике подход к колористическим решениям стал другим.

Если большинство многоэтажек по-прежнему сдержаны по колористическому решению, то многочисленные торговые здания и этажи стали чересчур яркими. Квартиры первых этажей, превращённые в торговые помещения, предлагают нам несколько колористических и стилевых решений в пределах одного фасада. Это неправильно. Реклама стала агрессивной и часто использует архитектуру как простую подставку для рекламных стендов. Это беда не только нашего города, такая тенденция наблюдается по всей России.

Колористическое решение отдельных фрагментов города должно прорабатываться на стадии проектирования, а для рекламы на этой же стадии нужно предусматривать обязательные принципы её размещения, но это уже вопрос к законодателям. К сожалению, неудачных примеров цветовой среды немало. И, прежде всего, это касается непрофессионального вмешательства в сложившиеся цветовые и архитектурные композиции при реконструкции первых этажей. Тактичное отношение к идеям наших предшественников не должно перебиваться криками новых решений — Смотрите, это Я!».

Частично неудачное цветовое многообразие может решить внедрение дизайн-кода, за разработку которого совсем недавно взялась мэрия города (см. газета «Нальчик» №44 от 3 ноября 2022 г.). А экономию на красках испытывали на себе даже дворцы. Это, конечно, не служит утешением для жителя «серого» микрорайона. Но всё же, есть интересная история.

В 1728 году император Карл VI приобрёл дворец Шёнбрунн в Вене и подарил его своей дочери Марии Терезе. Здание нуждалось в ремонте, и когда встал вопрос о том, в какой цвет окрасить дворец, она сразу же выбрала свой любимый синий.

Но когда подсчитали, во что это обойдётся казне, Мария Тереза вынуждена была изменить своё решение. Выбор был сделан в пользу более доступного по цене цвета, за которым позже закрепилось название «шёнбрунский жёлтый». И именно с этим цветом у большинства туристов сегодня ассоциируется Вена. И если не в такой же цвет, то в почти такой же было окрашено нальчикское здание Федерации профсоюзов КБР на проспекте Ленина. И, кстати, освобождённое за последнее время от плакатов и вывесок, оно нынче смотрится достойно.

Говоря о гармоничной цветовой картине для города, Юрий Степанович отмечает: «На мой взгляд, основу центральной части города должны составлять тёплые спокойные цвета. Центр города должен выделяться качеством именно архитектуры, но это не значит, что все здания должны быть одного цвета.

Следует выделять отдельные элементы застройки, вносить разнообразие в цветовую гамму, воздействуя на эмоциональное восприятие. Не нужно красить отдельны дома, мы должны создавать благоприятное цветовое пространство.

Малые архитектурные формы при этом могу быть яркими и радостными. В отдельных цветах нет особого смысла, важно составлять цветовую гамму, создавать игру цвета, света и формы. Иной подход к цветовому сопровождению применяется в районах массовой жилой застройки. В этих районах нужно приветствовать разноцветие, компенсирующее относительную одинаковость элементов застройки». Не забудем и об активно развивающемся стрит-арте, который привносит в наш город дополнительные яркие цвета.

«Я отношусь к этому явлению нормально, – говорит Юрий Степанович. – Дело ведь не в цвете, а во вкусе, знании основ цветовой композиции, таланте автора и его настойчивости в воплощении своей идеи. А непривычное, каким был стритарт для Нальчика десятилетие назад, со временем становится нормой. Вопрос не в применении активного или сдержанного цвета, вопрос в создании цветовой гармонии городских пространств, где могут использоваться самые различные цвета и их насыщенность».

В городе не только красят, но и перекрашивают здания: «Здание кинотеатра «Победа», например, неоднократно меняло свой цвет. Это были светло-серые тона, розовые, затем тёмно-серые. Дождёмся восстановления и реконструкции здания и посмотрим, как новое цветовое решение будет гармонировать с колористикой улицы.

Думаю, неправильно говорить о цветовой гамме одного дома. Нужно воспринимать окружающее цветовое пространство, тем более, что колористика ул. Кабардинской в пределах пешеходной зоны является хорошим примером единого цветового решения. Наиболее яркий пример «перекрашивания» здания – это цветовое решение Дома Советов (ныне Правительства). В советское время здание было жёлтым с белоснежными элементами декора. Во второй половине 80-х жители города прозвали это здание Белым домом, видимо, по аналогии со зданием Правительства в Москве.

Имя это прижилось. И сейчас мы видим действительно Белый Дом. Думаю, такое цветовое решение было правильным.

Сложное по архитектурному замыслу, хорошо и со вкусом декорированное здание не требует дополнительного «подчёркивания» всех своих деталей. За себя говорит его архитектурный облик». Другой пример – здание «Почты России» на проспекте Шогенцукова. Одним нравится, другим не нравится, что его снова перекрасили в серый.

Юрий Степанович подобное решение комментирует так: «Повторюсь, дело не в том, в какой цвет выкрашено отдельное здание, а в том, что этот участок города недостаточно продуман с точки зрения общей колористики. Различное стилевое и колористическое решение перекрёстка не создаёт чувства эмоциональной удовлетворённости.

Мне кажется, что преобладающим цветом этого участка может быть белый в сочетании с тёмным цветом реконструированного углового офисного здания (кстати, очень удачный пример реконструкции). Белый цвет может удачно замаскировать разную стилистику зданий на этом участке и создать благоприятную эмоциональную среду». А вводные слова Юрия Логоватовского к нашему разговору могут стать и заключительными: «Вообще-то, идеальная архитектурная композиция не требует цветового вмешательства, потому что она идеальна. И вроде бы цвет не может играть значительную роль в архитектуре. Но это не так, идеальных композиций не бывает».

Марьяна Кочесокова