Поэтический вечер «Модель для сборки» прошёл в Нальчике. Совсем не анахронизм – не филологические девы в шалях и буклях и не увядшие ещё в прошлом веке бардогеологи. Стильное помещение Open Club, разновозрастная публика, но без аромата старой шубы. Это не «самодеятельные» стишки про жди-дожди, розы-слёзы с рифмами на глагольные окончания. А, действительно, то редкое мероприятие, где можно получить удовольствие от актуального поэтического слова.
«Модель для сборки» — это модель сбора странных людей, которые испытывают потребность формулировать мысли посредством ритма, рифмы или внутренней осцилляции. Концентрация характеров, мнений, кризисов экзистенций, любовей, историй болезней на один квадратный метр в этот вечер была предельной. И – о чудо – мероприятие не переросло в тусовку, когда все ждут — скорей бы закончилась поэзия и начались танцы. И – о чудо – никто из присутствующих не отвлёкся на чайную паузу с плюшками.
Люди слушали поэтов — их было четверо. Гостья из Дагестана Индира Зубаирова. Её прохладная поэзия, в которой губы обветренны, слезы высушены аварским горным воздухом, а траурные платки развеваются на фоне сдержанно-голубого неба. И сама она – в ахроматическом образе серого ледника, под которым лава. Алан Рамонов в бордовом свитере грубой вязки — электромонтёр, пишущий стихи.
Он сам как незаземлённый прибор, стесняющийся своей наэлектризованности. Весьма эффектный представитель поэтического сообщества Нальчика. Эксцентричная Марина Мазуренко в велюровой пурпурной юбке в пол, сумевшая обуздать своё положение в пространстве стулом, но не справившаяся с голосом — уж он-то выдал всю едкость, игольчатость и саркастичность.
Мрачная и очень качественная в плане технических характеристик поэзия Марины, несомненно, требует прослушивания на репите. Дарья Шомахова в вердепомовом не добавила оптимизма в этот вернисаж тревожных и тоскливых картин мира. Её верлибры – поэтические иллюстрации Мифов народа мира и Всемирной литературы вперемежку с житейскими драмами, авариями ЖКХ – постоянное балансирование на грани смешного и душевынимательного.
«Модель для сборки» продемонстрировала, что классные стихи можно читать не в одиночестве, а слушать вживую. И переглядываться со зрителями и авторами. Мол, вы тоже это слышали, вы тоже поняли эту отсылочку, заценили эту аллюзию? И радоваться этому угадыванию и узнаванию, и понимать, что ты не один так чувствуешь и понимаешь, и не без удовольствия констатировать, что пресловутый обмен энергиями всё же существует.
Алёна Мякинина