Нальчик

В Нальчике делали снаряды для «Катюш»

В начале этого года в нашей республике торжественно отметили памятную дату – 80-летие освобождения Кабардино-Балкарии от немецко-фашистских и румынских оккупантов. В оккупации различные районы Кабардино-Балкарии находились от двух месяцев до полугода. 4 января 1943 года в результате наступления частей Красной Армии был освобождён Нальчик, 11 января вся территория Кабардино-Балкарии стала свободной от оккупантов.

В нашей прессе выходило немало серьёзных статей о боевых действиях на территории Кабардино-Балкарии, о героизме наших земляков, храбро сражавшихся с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. 26 уроженцев Кабардино-Балкарии удостоены званий «Героев Советского Союза», пять человек стали полными кавалерами ордена Славы.

Наверное, менее часто мы вспоминаем о самоотверженном труде жителей нашей республики в те суровые годы. А ведь без этого трудового фронта, крепкого тыла Великая Победа была бы невозможна. И вклад наших земляков в достижения трудового фронта во время Великой Отечественной войны довольно значителен.

Об этом и поговорим сегодня. В годы Великой Отечественной войны вся промышленность и сельское хозяйство Кабардино-Балкарии включились в работу на нужды фронта. На выпуск продукции, необходимой армии, были переориентированы Тырныаузский комбинат и Нальчикский гидротурбинный завод, которые стали выпускать гранаты, мины, ранцевые огнемёты; мясокомбинат и завод «Чинар», наладившие выпуск бутылок с зажигательной смесью. Помимо этого, гидротурбинный завод (впоследствии Машзавод) совместно с эвакуированными рабочими Одесского завода имени Октябрьской Революции стал выпускать реактивные снаряды для минометов «Катюша».

Танки и другая боевая техника ремонтировались на Прохладненском мотороремонтном заводе. Артели и фабрики Кабардино-Балкарии поставляли армии кожаную обувь, полушубки, кавказские бурки и башлыки, бельё, предметы альпинистского снаряжения, сбрую и сёдла.

Кондитерская фабрика наладила выпуск пищевых концентратов, продукция Докшукинского спиртзавода шла для военно-технических целей. Колхозы республики направили за годы войны государству 278 тыс. тонн хлеба, 47 тыс. тонн подсолнечника, 55 тыс. тонн картофеля, 97 тыс. центнеров мяса, 1,641 тыс. центнеров молока, 9 тыс. центнеров шерсти. Для кавалерийских частей Красной Армии было отправлено 27 тыс. лошадей кабардинской породы, их скаковые качества, неприхотливость весьма высоко ценили на фронте. По призыву работников Нальчикской кондитерской фабрики в октябре 1941 года начался сбор тёплых вещей для фронтовиков. За годы войны республика отправила фронтовикам тысячи полушубков, меховых жилетов, валенок, шапок-ушанок, бурок — всего 71 673 различных предмета.

На территории Кабардино-Балкарии в годы войны были развернуты 14 эвакогоспиталей на 13 тысяч койко-мест. Их разместили в санаториях Долинска, лучших зданиях города Нальчика и районных центров. Первые раненые стали поступать туда уже в первые дни войны.

С июля 1941 года по октябрь 1942 года на излечении в эвакогоспиталях находились в общей сложности 60 тысяч раненых, которые после выздоровления снова уходили на фронт. Из различных регионов Советского Союза в Кабардино-Балкарию прибывали эвакуированные. Их общее число в первые месяцы войны превысило 16 тысяч человек.

Прибывшим из Москвы, Ленинграда и из разных районов оккупированных республик Украины, Белоруссии, Молдавии и Прибалтики предоставляли жильё, работу, места для детей в детских садах и школах, помогали материально.

При приближении фронта к Северному Кавказу эвакуированных переправили в Закавказье и восточные регионы страны. Среди эвакуированных в Нальчик были коллективы Института Физкультуры им. Лесгафта, Государственного института иностранных языков и ряда заводов Ленинграда, артисты Московского Художественного и малого театров. В Нальчике в эвакуации находились композиторы С. Прокофьев и А. Александров, театральные режиссёры В. И. Немирович Данченко, В. И. Качалов.

Пребывание в Нальчике повлияло на творчество известных деятелей культуры. Так, композитор Сергей Прокофьев создаёт здесь струнный квартет по национальным кавказским мотивам, композитор Н. Я. Мясковский пишет свою 23-ю симфонию, где использовано фольклорное творчество кабардинцев и балкарцев, А. Александров заканчивает оперу «Бэла» по произведению М. Ю. Лермонтова, и здесь угадываются песенные и танцевальные мотивы народного творчества местных народов. Художник М. Н. Чернышёв пишет акварельные пейзажи «Зима в Нальчике» «Долина реки Нальчик», «Вечер в Нальчике»; И. Э. Грабарь создаёт пейзаж «Парк в Нальчике», В. А. Сварог – серию этюдов с видами нальчикских улиц, цветников и клумб в городе. Художник Л. Е. Фрейберг создаёт серию рисунков по мотивам Нартского эпоса, а скульптор И. А. Менделевич ваяет фигуру легендарного народного героя Андемиркана.

Большое распространение в республике получило патриотическое движение по сбору средств на изготовление боевой техники для Красной Армии. Уже в начале сентября 1941 года по инициативе молодёжи Нальчикского мясокомбината начался сбор средств на постройку авиазвена истребителей «Комсомолец Кабардино-Балкарии».

Дорожные работники включились в общесоюзный сбор средств для танковой колонны «Боевой дорожник», преподаватели нальчикской СШ № 6 вносили деньги для создания танковой колонны «Народный учитель», учащиеся СШ № 1 – для танковой колонны «Советский школьник». Жители республики надолго запомнили чёрные месяцы оккупации Кабардино-Балкарии немецкими и румынскими войсками. Гитлеровцы и полицаи из числа местных жителей убили здесь более двух тысяч военнопленных и 2188 мирных граждан.

После освобождения республики в противотанковом рву на Прохладненском шоссе на окраине Нальчика были обнаружены тела более 600 расстрелянных человек, большей частью женщин, стариков и детей.

Самому городу Нальчику был нанесён огромный урон. При отступлении немецкие и румынские оккупанты превратили город просто в руины, пожары пылали в целых кварталах. Были взорваны и сожжены 117 крупных зданий. В том числе здание Верховного Совета, Дом учителя, кинотеатр «Победа» (это название восстановленный кинотеатр получит позже), турбаза «Нальчик», библиотека имени Крупской, гидротурбинный завод, швейная фабрика, обувная фабрика, железнодорожная станция, драмтеатр, педагогическое училище, девять школ, горбольница, поликлиника, жилой дом партактива.

После освобождения республики в кратчайшие сроки были восстановлены колхозы республики, начали работу уцелевшие промышленные предприятия, разрушенные стали отстраивать. Трудовой энтузиазм был неподдельным, искренним. Но столицу республики восстанавливали не только нальчане. Например, колхозники сельхозартели «Большевик» селения Хамидие обратились с призывом к жителям республики: «После освобождения территории республики от немецко-фашистских захватчиков мы не раз бывали в Нальчике.

Своими глазами мы видели разрушенные дома на улицах города, взорванные фабрики и заводы, сожжённые театры, библиотеки, школы. Наше сердце наполнилось ещё большей ненавистью к проклятым немецким бандитам, которые перед своим бегством из города в дикой злобе уничтожили плоды многолетнего труда народов нашей республики…

Следуя примеру трудящихся Сталинграда, принимающих активное участие в восстановлении своего города-героя, мы призываем всех колхозников нашей республики включиться во всенародное движение по восстановлению хозяйства, разрушенного немецко-фашистскими захватчиками. Мы обращаемся ко всем колхозникам республики с призывом послать своих людей и транспорт на строительные работы в Нальчик».

Работая в колхозах и на промышленных предприятиях, участвуя в воскресниках по восстановлению разрушенного хозяйства, жители республики ещё и старались оказать посильную помощь бойцам Красной Армии в поставке ей боевой техники. Уже через два дня после полного освобождения республики от оккупантов бюро Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) 13 января 1943 года принимает постановление о сборе средств на строительство танковой колонны «Колхозник орденоносной Кабардино-Балкарии».

Люди вносили в фонд поддержки фронту свои личные сбережения. Газета «Социалистическая Кабардино-Балкария» в эти дни регулярно печатает сообщения о сборе средств, называет имена и фамилии тружеников, внёсших свои сбережения в общее дело.

Среди энтузиастов работники сельхозартели «Красный Восток» селения Шалушка, Нальчикского кожевенного завода, трудящиеся колхозов Нальчикского района, Лескенского и Майского районов. Звеньевая колхоза имени Сталина селения Псыгансу Урванского района Б. Мисостишхова, депутат Верховного Совета СССР внесла на строительство танковой колонны 13 тысяч рублей деньгами и 2 600 рублей облигациями госзаймов.

4 февраля в Кабардино-Балкарский обком партии приходит телеграмма от председателя Государственного Комитета обороны СССР И. В. Сталина с таким текстом: «Передайте колхозникам и колхозницам Кабардино-Балкарской Автономной Советской Социалистической республики, собравшим 7 500 000 рублей на строительство танковой колонны «Колхозник орденоносной КабардиноБалкакрии», мой братский привет и благодарность Красной Армии». Всего за короткий срок на строительство танковой колонны «Колхозник орденоносной Кабардино-Балкарии» в 1943 году было собрано 12 миллионов 880 тысяч рублей. Но это не единственная танковая колонна, которая была создана на средства жителей нашей республики.

В первой половине следующего, 1944 года, трудящиеся республики собирают средства на танковую колонну «Смерть немецким захватчикам». Всего был собран 21 млн рублей. Танковая колонна была передана войскам 2-го Украинского фронта.

Читая строки официальных архивных документов того времени, просто поражаешься тому напряжению сил, в котором жила вся страна, в том числе и наша республика, тому неподдельному энтузиазму людей, стремившихся своей ударной работой помочь всем чем можно армии и флоту. Не зря говорят, что без самоотверженности тружеников тыла Победа не стала бы возможной. И мы, рассматривая трудовые награды наших бабушек и дедушек, никогда не должны забывать об этом!

Олег Лубан, по материалам архивной службы КБР