Нальчик

Вечер добрый, вечер лёгкий

24 марта в нальчикском Театре юного зрителя отметили 70-летие его основателя, художественного руководителя, артиста, режиссёра и педагога Аскера Налоева.

Одно из признаний вечера – в жизни юбиляра есть место магии чисел. Поневоле поверишь. Тринадцать человек из республики, среди которых был он, когдато направили на учёбу в ГИТИС. И в Тырныаузе, и в Нальчике жил в доме №13. И эта статья о его юбилейном вечере, прошедшем в пятницу не тринадцатого, выходит в тринадцатом выпуске нашей газеты. Но значимость чисел меркнет перед значимостью образов, людей, личностей, с которыми актёр познал и познаёт радость общения. Слова в адрес многих из них на вечере, прошедшем в формате чуть ли не моноспектакля, стали частью рассказа о нём самом.

С большой нежностью вспоминал актёр свою тётю Женю – Евгению Налоеву, известного педагога, историка: «Я прожил у родителей всего пять лет, а у неё — тринадцать… На любой мой вопрос она давала ответ, энциклопедического склада ума была, смелой и принципиальной». Сам Налоев тоже по университетскому образованию историк.

Свои первые театральные опыты проходил в студии Валентина Теплякова, которая, как известно, была создана на базе КБГУ в 1974 году. Позже работал в Русском государственном драматическом театра им. М. Горького, «Коврике», «Фатуме» в Нальчике и в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна Сейчас служение родному ТЮЗу Аскера Налоева объединяет с замечательными коллегами, в числе которых и супруга Ирина Одинцова. Они вне программы устроили ему отдельное поздравление. Как положено, с тортом. А по программе и от сердца Налоев поблагодарил издательский дом Котляровых за книги о друзьях Казбеке Дзудтагове и Олеге Гусейнове, а также за свою авторскую «Тырныаузские были».

Для большей образности портрета юбиляра достаточно привести слова Натальи Смирновой первой из этих книг: «Аскер Налоев… В обоих его именах – паспортном Георгий и дружеском Аскер – удивительным образом сошлись воинская доблесть и надёжность: так и видишь его в мастерской Хамида Савкуева, ваяющего с него нартского героя – сдержанного и немногословного в жизни, неудержимого в схватке, достойного в победе».

Особую атмосферу уюта придали вечеру показ отрывков старых записей (телепостановки «Мужчины», «Поэма о голодном человеке», интервью после спектакля «Ромео и Джульетта»). Рассказывал актёр и о сериалах, в которых снимался в Москве («чтобы заработать»). И о том, что он человек оговаривающийся, причём с юных лет. Так студент Налоев перед почтенной публикой Луиса Корвалана назвал Луисом Карнавалом, после чего ректор стал с ним «лично здороваться». А в новогоднем представлении, где он играл роль Деда Мороза, посох — похосом. Юмора добавило и «толкание» Роберта Саральпа, для которого Налоев стал первым учителем на актёрском поприще. «Учтивый разговор» Вадима Левина в их исполнении стал фишкой вечера. Без Шекспира, конечно, не обошлось. Налоев прочитал монолог Клавдия и монолог Ромео, их он играл, будучи молодым. Здесь напрашивается «и красивым». Но с годами Аскер Налоев не растерял красоту и обаяние. И не ушёл из профессии.

Причину оставаться на своём месте он объяснил публике просто: «Это профессия свободных людей». И своё юбилейное выступление, начав с признания в любви публике, тем же признанием и завершил.

Марьяна Кочесокова