Нальчик

Алим Канамготов: «Быть первооткрывателем всегда интересно»

Алим Канамготов – выпускник Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, директор компьютерной академии в Нальчике.

Пока в своём офисе наш собеседник давал интервью, дома у него убирал робот-пылесос. «Но этот робот не может застилать постель, бросить грязные вещи в стиралку, забрать их оттуда», – замечал с сожалением он. Говорил, что нужен робот-домохозяйка, и заключал: «Если бы у меня дома было всё максимально автоматизировано, я был бы доволен». Тут, наверное, сразу следует указать — Алим Эдуардович не женат.

– Алим Эдуардович, вы работали в двух банках – в Петербурге и в Нальчике. Как из банковской сферы попали в сферу IT?

– Признаюсь честно, мне банковское дело не особо нравилось, но хорошо разбирался в нём. И я благодарен прежним местам работы, на которых от обычного менеджера дорос до директора. Сюда меня пригласили поработать сразу в качестве директора. Этот переход для меня оказался моментом полной перезагрузки. Как только взяли на работу и нашёл помещение для академии, слёг с ковидом в больницу на три месяца. Лежал в реанимации и первые рабочие звонки принимал в палате. Буквально заново учился сидеть, ходить, дышать, долгое время с одышкой поднимался на третий этаж. Но при всех сложностях в августе 2021 года мы запустили работу. Почему я ушёл в IT? Скажу сразу, дело было не в деньгах, хотя считаю их хорошим мотиватором в делах. Зарплата почти одинаковая и там, и тут. Меня привлекло то, что это новое направление для Нальчика. До нас всё было на уровне школьных кружков, а мы первыми в городе предложили комплексное обучение с выдачей диплома о дополнительном профессиональном образовании. Согласитесь, другой уровень. Быть первооткрывателем всегда интересно, это затягивает. Но как только мы открылись, появились другие схожие франшизы. Тем не менее за нами остался статус первых. Да, пришлось выйти из зоны комфорта. В банке я знал, как всё устроено, работал по отработанной схеме, всё было предсказуемо. Страховка, стабильность, никакого сбоя, никаких переживаний. А тут совершенно новая область для меня. Любопытство взяло верх. Бросил вызов новому и не пожалел. Мне действительно тут интересно. У меня был рабочий день, когда я с утра до вечера собирал одного робота для презентации нашим гостям. Например, у нас тут есть робот, который собирает кубик Рубика сам. Кстати, он давно побил рекорд по сборке кубика Рубика, установленный человеком. Сейчас робот может превзойти только собственный рекорд. Если раньше это были секунды, то сейчас – менее одной секунды. Потом в этой сфере хорошо то, что находишься всё время среди молодёжи и не отстаёшь от времени. Приходится постоянно отслеживать детские тренды и даже внедрять их в обучение. В фокусе – всё вирусное, популярное. Из последних трендов – девочка из сериала «Уэнздей». Мы запрограммировали нашего «танцующего робота» исполнять её танец, ставший уже культовым. Я часто смотрю сериалы, мультики, аниме. Это увлекательно, и это тоже часть моей работы. Некоторые коллеги говорят, что я сам как большой ребёнок (смеётся). Но уже в банке знаете, что наблюдал: с появлением нового банкомата в офисе под сокращение шёл один менеджер или кассир. И я не понаслышке знал о постоянной автоматизации ручного труда, замене человека машиной. А это уже непосредственно сфера IT.

– И тут встаёт вопрос: вытеснят ли машины людей? Сейчас программы справляются даже с творческими задачами.

– Да, очень много профессий вымирает. Но в то же время появляется очень много новых. В будущем, да и сейчас, без работы останется только тот, кто не захочет учиться, осваивать новые знания.

– А эти новые знания не сложны для человека, скажем, со средними умственными способностями?

– Тут можно назвать самый большой миф о том, что программистом может стать только крутой математик. Это, поверьте, не так. Вот на недавней ITконференции один мальчик задал вопрос, согласен ли я с утверждением, что каждый умеющий рисовать может стать программистом. Я думаю, нет никаких противопоказаний для того, чтобы стать программистом. Да, надо знать арифметику, понимать, как работает «два плюс два». Это всё не так сложно, как представляется. До нас уже многое сделано, созданы коды, программы, библиотеки. Это как писать дипломную работу, самостоятельно подбирая нужную литературу. Потом условия в школах уже не только способствуют, но и обязывают освоить хотя бы минимум знаний в этом направлении. Раньше в классе была обычная доска и мел. Сейчас компьютеры, интерактивные доски. Ученики свободно пользуются планшетами. Это уже в начальных классах. Даже просто, чтобы работать учителем в школе, сегодня вы должны разбираться в современных технологиях

– Сейчас родители могут сделать домашку за своих детей?

– Если даже могут, я не советую. В школах, наверное, ещё как-то допускают такую помощь. Но настаиваю на том, чтобы наше учебное заведение не превращали во «вторую школу». Платить за то, чтобы ваш ребёнок получил знания, но параллельно делать так, чтобы он их не получал, лишая самостоятельности в выполнении тех или иных задач, – это нелепо. Дело не в том, что ребёнок не может выполнять задания, а в том, что он просто ленится. Нельзя потакать ему в лени. Мы всегда говорим родителям: «Пожалуйста, не помогайте своим детям!» А если вы имеете в виду уровень сложности заданий, то да, бывало, родители не справлялись, говорили: «Знаете, поначалу, всё было понятно, легко, а сейчас не знаю, как решать эти задачи». То, чему учили лет двадцать, тридцать назад детей, и то, чему учат сейчас, очень далеко друг от друга.

– Удивило то, что у вас в академии обучение с четырёх лет. В четыре года чему можно учить?

– В четыре года современный ребёнок не умеет читать, но вовсю уже пользуется гаджетами. Самостоятельно может найти то, что ему интересно, безошибочно нажимая нужные кнопки, символы. В этом возрасте они уже могут создавать свою первую игру, анимацию. Для их возраста подходит и робототехника. Это похоже на подготовку к школе. Только здесь это не просто считать до десяти и знакомиться с буквами. Для обучения детей дошкольного возраста применим простой образовательный язык программирования Скретч.

– В массмедиа айтишников часто показывают в связке с психологами. Как вы сами относитесь к психологам?

– Нормально. Они нужны в современных реалиях — и взрослым, и детям. И просто необходимы, когда мы имеем дело с особенными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У нас в штате есть психолог, который здорово помогает нам.

– Какое открытие в ITотрасли за последнее время вас удивило больше всего?

– Удивлений очень много. Я веду телеграм-канал, где регулярно выкладываю новости об открытиях, которые меня поразили. Сейчас IT-технологии внедряются в каждую профессию, в каждую сферу деятельности. В области медицины вообще фантастика какая-то творится. Недавно узнал, что человеческие органы печатаются на 3D-принтере. Более того, эти органы выращивают уже даже внутри человека. Нейросети сейчас вовсю гремят. Недавно один студент задал ChatGPT «Напиши мне дипломную». И он справился. Был случай, когда этот же ДжиПиТи нанял через виртуальную биржу фрилансера, попросил вместо него выполнить задание по прохождению защиты от робота (надо было найти на картинке нужный объект). И когда человек-фрилансер додумался спросить «А ты случайно не Искусственный Интеллект?», ДжиПиТи ему ответил «Я просто плохо вижу». Тут человек выполнил просьбу машины, думая, что имеет дело со слабовидящим человеком. И опять понеслось «О! Роботы захватят мир! Уже захватили!» Но я отношусь к людям, которые убеждены, что никакого захвата людей роботами не будет. Я рассматриваю искусственный интеллект как инструмент, не более. Без человека компьютер являлся бы самым глупым «существом» во Вселенной. Вот мы пропускаем мясо через мясорубку. Раньше мы сами крутили ручку на этой мясорубке, позже была изобретена электрическая. Но надо же туда класть мясо. Мясорубка, как и компьютер, всего лишь инструмент для облегчения условий жизни человека.

– Как раз про мясо. Сейчас выращивают искусственное мясо. Что скажете?

– А какой там состав, вкусовые качества?– Без костей, только мышечная масса. Специалисты делают пометку «не следует путать с имитацией мяса, произведённого из растительного белка».

– И там те же витамины, что и в натуральном мясе?

– Вроде да. Идея в том, что мы больше не будем убивать животных, чтобы поесть мясо.

– Тогда только приветствую!

Беседовала Марьяна Кочесокова