В выставочном павильоне Парка столетия представлен персональный проект Руслана Тхазаплижева «Мифы предков». Художник предлагает разобраться в себе и в своих корнях через обращение к главным символам и образам адыгской культуры.
Стоит начать с пространства и времени этой экспозиции. Работы Тхазаплижева были показаны прошлой осенью в Национальном музее на его первой персональной и юбилейной выставке. Этим же летом те же экспонаты (за исключением керамических фигур, серебряных и медных панно) мы видим в павильоне Парка столетия, который в буквальном смысле ближе к природе. В пространстве, залитом солнцем, деревянные скульптуры смотрятся совсем иначе. Не скрывает своего удовольствия и сам художник: «Уникальное место, конечно. Крыша над головой есть, но ощущение, что ты на природе, наедине с ней, не исчезает. И это в центре города».
На афише – работа с говорящим названием «Двое». Она тематически не самая характерная для творчества Тхазаплижева, но, возможно, самая визуально выигрышная. Более узнаваемы работы «Бадыноко», «Сосруко», «Ашамаз». Особым строем – ритуальные жезлы (тоже из дерева).
Тхазаплижев не создаёт новые версии мифов. Напротив, старается совершить путь назад и застать те самые древние сюжеты и героев без многовековых наслоений и искажений – социальных, культурных, религиозных. И рассказывает весьма занятно: «До нас дошли лишь осколки древних мифов, поскольку не было письменности. А в советское время в своих текстовых вариантах они сильно преломились. Человек, утративший мифологическое мышление, может прочитать сегодня эти тексты и воспринять всё слишком буквально».
Сказались, к слову, и нравственные нормы: «Стали отрицать или же порицать всякое эротическое начало, без которого древние мифы немыслимы. Надо понимать, что это был такой культурный контекст, когда христианского понятия «грех» ещё не существовало».
Мастер обращается не только к нартам. Здесь можно увидеть и более поздний образ – Нысащ1э (Невесты), возведённой до статуса богини плодородия. Она совершенна и поставлена на пьедестал, где ей, женщине, и место в культуре адыгов (и не только).
Любопытны и анималистические фигуры Тхазаплижева. Нет ни рыка, ни клыка, ни оскала. «В нашей культуре мало агрессии, – говорит художник. – Конечно, в истории каждого народа были войны, конфликты. И это отражалось в миропонимании, создавалось что-то пугающее или отпугивающее. Но у нас это не заняло приоритетных позиций. Мы большей частью не воины, а земледельцы, у которых главное языческое божество – Солнце. Земледельцы не то чтоб поклоняются ему, а следуют его свету. Они не воздвигали храмы, не оставляли уникальных архитектурных сооружений. Храмом для них была природа, священными – леса и рощи».
Марьяна Кочесокова
Фото: Елизавета Ясиновская