Группа «Кафедра» выпустила клип на песню «Избушка» — одну из самых атмосферных вещей своего альбома «Чёрное яблоко».
Видео получилось прелюбопытным — страшная сказка для взрослых, похожая на воспоминания о заброшенных дачах, чердаках, подвалах. Словно флешбэки тех, кто знает, как пахнет затхлый матрас, как разрастаются пятна на амальгаме старых зеркал, как расплываются жёлтым и синим ретроснимки. В клипе буквально вибрирует квартирный артхаус девяностых, нежной ностальгией отзываются в наших сердцах смирившиеся со своей медленной энтропией постсоветские натюрморты. Но вместе с тем есть в этом видео и какая-то чуть ли не нолановская загадка предначертанности, и бёртоновская декоративность. А уж сколько культурологических ассоциаций вызывают герои этой притчи! И если с Авиатором (не ждите предсказуемых полётов!), пешком отправившимся в путь за призрачным «золотом», и его женой, которой по логике юнговских архетипов самим коллективным бессознательным велено ждать, всё более или менее ясно. То герои, в которых перевоплотились музыканты Марат Гарифуллин, Сергей Марковский, Али-Бек Кучмазоков и Эльдар Омаров, вызывают много вопросов. А не та ли самая это компания, путешествовавшая с графом Калиостро в «Формуле любви»? А может, одно из воплощений свиты Воланда? Во всяком случае образ мрачного Шута на стиле, который достался Эльдару, вызывает ассоциации с Фаготом Коровьевым, обернувшимся в финале тёмно-фиолетовым рыцарем с никогда не улыбающимся лицом.
По задумке режиссёра в клипе сливаются три истории альбома «Чёрное яблоко». Шут, нашедший карту, оставляет короля, скитается, но так и не находит заветных сокровищ. Авиатор из другой песни отправляется в полёт, следуя ориентирам той же карты. Клад — тридцать монет – едва ли случайное совпадение с самой известной историей предательства.
Уже в клипе «Избушка» золотые монеты превращаются в землю, в прах. Суть – в погоне за материальным мы теряем истинное богатство – любовь близких, дружбу, простые человеческие радости.
Как дань хоррорам про ожившие игрушки или напротив — про людей, запертых в куклу, в финале Авиатор превращается в фигурку, которую Шут помещает в старый сервант. И теперь мы уже совсем иначе смотрим на всех пластмассовых и тряпичных обитателей этой заброшенной избушки.
Лидер группы «Кафедра» Эльдар Омаров прилетел из Москвы, чтобы выступить с командой на байк-фесте (см. стр. ) Мы поговорили с ним о клипе и других событиях творческой жизни команды.
— Эльдар, несмотря на то, что двое музыкантов живут в Нальчике, а двое — в Москве, команда регулярно участвует в различных проектах по стране. Но последние ваши концерты стали особенными…
— Да, в мае «Кафедра» выступала перед бойцами СВО. Есть агитбригады, которые под руководством аппарата Президента России ездят с миссией – поют для бойцов, поднимают их боевой дух. Кто-то делает это в тылу, кто-то — на полигонах для мобилизованных, кто-то «за лентой» в действующих частях. Продюсер Репбазафест, где мы два года назад стали победителями, является участником этой агитационной бригады. Он и предложил выступить перед бойцами. И мы, разумеется, согласились. За четыре дня дали пять концертов – в госпиталях, на полигонах, в Доме офицера. Выступая перед этими людьми, мы осознали, что находимся там, где должны находиться в это непростое для нашей Родины время.
— Из совсем свежих новостей – выход клипа «Избушка». Первый за более чем тридцатилетнюю историю группы. Расскажите об этом.
— Да, две недели назад сделали релиз через промоутера на различных площадках в сети.
Режиссёр Настя Горская объединила в этом видео три наших песни. Возможно, теперь для тех, кто послушает альбом и посмотрит клип, эти треки зазвучат иначе.
Снимали в подмосковной Истре. Под снегопадом получились шикарные кадры. Осталось снять только крупные планы – и снегопад закончился. Пришлось всё, что до этого снимали со снегом, переснимать без него. Очень интересный процесс, работа с 6 утра до 12 ночи, семь съёмочных дней – а в итоге шесть минут видео.
Но это стоит того. Без видео нельзя, особенно в современных реалиях, когда для многих картинка первична. Клип помогает раскрыть замысел песни, визуализировать мысли автора, режиссёра.
Алёна Мякинина