Нальчик

Анзор Арахов: «Я не нахожусь в поисках сенсаций»

Один из самых просматриваемых блогов по культуре республики ведёт юрист. На вопрос «как же юриста занесло в сферу культуры» можно ответить просто – «его не заносило, он с детства там».  Анзор Арахов – внук заслуженной артистки КБАССР и РСФСР Валентины Сосмаковой и заслуженного артиста КБАССР Лостанби Карданова (брата заслуженной артистки КБАССР Хакуцы Кардановой). Личный интерес к культуре подкрепляют и родственные связи с известными Темиркановыми.

В эти дни Арахова не так-то просто было застать в родном городе. Сначала находился вместе с деятелями искусств в Сухуме, где Чериму Нахушеву присвоили звание заслуженного артиста Республики Абхазия. Затем сопровождал в экскурсиях по достопримечательным местам Кабардино-Балкарии участников международного кинофестиваля в Нальчике. Преданный своему делу и блогу, фиксировал на камеру не только сценическую, но и закулисную жизнь артистов.

– Анзор, у вашего паблика незамысловатое название – «kultura.kbr» (не путать с блогом «Культура.КБР» – прим.) Вы не злоупотребляете в своих публикациях новомодными словами и не стремитесь показать «остроту ума», чем грешат многие в стремлении набрать больше лайков. У вас спокойный блог. Почему?

– Признаюсь честно, мне просто легче излагать мысли устно, чем письменно. Даже в общении по телефону предпочитаю текстовым сообщениям голосовые. Потом я просто привык иметь дело с архивными данными, сухими фактами. Для меня задача – находить что-то интересное, написать текст-подпись и поделиться. Возможно, у меня стилистика хромает и не силён в подборе слов. Надо мне над этим поработать. Но для меня важнее что сообщать, а не как. Мне не важно звучать громко, я не нахожусь в поисках сенсаций. Просто радуюсь, когда открываю для себя интересные факты в груде архивных документов, когда восстанавливаю истории неподписанных фотографий. Или же имена. Часто в архивах встречаются неправильно записанные имена. В Бахрушенском музее, например, не все материалы об Али Тухужеве можно найти, потому что в некоторых из них он записан как Тутуков. Или же Сонов как Сомов. Свой труд я измеряю коробками с документами, а не количеством просмотров (смеётся).

– Какие открытия для вас были самыми ценными?

– Например, в прошлом году я нашёл неподписанные фотографии нашего легендарного композитора Трувора Шейблера (хотя тут многие могут придраться к этому местоимению «наш»). Он ушёл из жизни в 1960 году, а снимки сделаны в 1958.  Я вышел на них совершенно случайно в Музее музыки в Москве. Пришлось писать подтверждающее письмо из Кабардино-Балкарии. У меня нет никаких регалий, и это усложняет общение с официальными лицами. Правда, меня уже приняли в Союз журналистов РФ и грозятся принять в Союз кинематографистов (смеётся). В целом я просто исследователь-любитель. И мне приходится доказывать, что я, как источник информации, надёжен. Подкрепляю свои открытия словами, подтверждениями авторитетных людей. Копию одной из тех фотографий (см. фото 1) я подарил Джабраилу Хаупа, и он повесил её в кабинете у себя. Эта же фотография попала в книгу «Кабардино-Балкария: 100 имён в истории XX–XXI веков», изданную Котляровыми к 100-летию республики. Шейблер – знаковая фигура для нашей культуры. Ему принадлежит первая национальная опера «Нарты», либретто к которой создал Бетал Куашев. Она была написана к 400-летию присоединения Кабарды к России, которое широко отмечалось в Москве. В ней партию Сатаней исполнила моя бабушка Валентина Сосмакова и получила медаль «За трудовое отличие».  Бабушка хранила ноты к этой опере, которые в 80-е годы передала Джабраилу Хаупа. И он их хранит до сих, о чём не раз в телепередачах говорил.

Есть ещё интересная фотография, которую я нашёл в том же Музее музыки. На ней запечатлён весь состав артистов, выступавших в Большом театре к 400-летию присоединения Кабарды к России (см. фото 2).

– У вас уклон в сторону театральной жизни…

– Я бы сказал, что меня больше интересует период становления профессионального искусства в республике. Это середина 20 века, когда из Ленинграда к нам возвращаются режиссёры, актёры, вокалистки, получившие профессиональное образование. Знаменитые Вера Куашева, Ирина Шериева, Бица Аталикова, которая записала первую грампластинку с моей бабушкой в Москве.

Но меня интересует и современность. Фотографии, сделанные сегодня, в будущем станут документами. Их будут разглядывать с интересом. Поэтому я слежу за всеми анонсами, по возможности посещаю все культурные мероприятия, общаюсь с деятелями искусств.

– Из артистов, с которыми довелось общаться, кто больше запомнился?

– В детстве я оказался в компании Льва Дурова и Михаила Пуговкина. В 1988-м году мне было 9 лет, когда по театральной путёвке дедушка взял меня и мою маму с собой в Ялту. Маме пришлось уехать, и я остался «на воспитание» у дедушки и у этих именитых актёров, которые разместились в соседних номерах. А артисты – весёлый народ. <…> Тут вы можете поставить многоточие и не публиковать эти воспоминания (смеётся).

– Это самоцензура…

– И она необходима. Не всё, что интересно, следует публиковать. Но возвращаясь к вопросу, из всех, с кем приходилось общаться, для меня самой-самой оказалась Светлана Тома. Человек уникального дарования, невероятно красивая женщина, несмотря на возраст. С уникальной памятью! Она наизусть помнила стихи Барасби Мулаева (да, он писал стихи, об этом мало кто знает). К сожалению, не сохранилась эта поэзия, есть лишь редкие записи на радио. Это люди с другими ценностями. Они ценили слово и дружбу. Потом у этого поколения нет понятия звёздности.  Моя бабушка, например, была довольно именитая. Она заслуженная РСФСР, куча наград и регалий, всю жизнь ездила по всей стране, была знакома с величайшими людьми. С Зыкиной, например, беседовала по телефону. И эти разговоры были не «звёздными», а чисто бытовыми. Чем лечить давление, что принимать от боли в суставах, как вкуснее приготовить какой-нибудь суп… Вот в таком русле всё было. То есть они были очень просты в общении.

Сейчас поведение мало-мальски известного таково, что не подступишься, зачастую горделивы очень. Они в нескончаемом шоу, много зарабатывают и выстраивают иерархию, с кем общаться, а с кем нет. Это, наверное, не только в сфере искусства. Сейчас всё общество так живёт. Одни отгораживаются от других.

Это при том, что артисты того поколения в своём исполнительском мастерстве были в разы выше нынешних. Сейчас звания раздают. Почему я говорю «раздают»? Могу объяснить совершенно обыденным наблюдением. Вот Лариса Лужина, народная артистка РСФСР, гостила у нас на днях в рамках кинофестиваля. К ней на Чегемских водопадах и на Голубых озерах подходили самые разные люди, узнавали, просили принять что-то на память. У неё звание «народная» действительно оправдано, её любят. Но есть артисты моложе со всеми званиями и регалиями, о которых за пределами одного квартала мало кто знает.

– Это звучит резко.

– Смотря как считывать. Я не вкладываю в это отрицательные эмоции. Я юрист, я не коллега артистам, и мне не в чем кому-то завидовать и относиться к кому-то предвзято. Я с большим уважением отношусь к тем, кто действительно верен своему призванию.

Беседовала Марьяна Кочесокова

Фото 3: С мамой. Ялта, 1988-й год