Нальчик

Светлана Гергова – от няни до заведующей

«Почему ты не напишешь про свою маму?» Вопрос, который мне часто приходилось слышать от самых разных людей. 20 лет в журналистике – и вот я созрела для этого интервью. Мама – заведующая детским садом №45 Светлана Ахедовна Гергова. 27 сентября в нашей стране отмечается День дошкольного работника.  А ещё этот год дважды юбилейный – детскому саду «Весёлые ребята исполнилось 55 лет, а Светлане Ахедовне – 65 лет. Поэтому, пока звёзды сошлись, приступаем.

— В прошлом году была ещё одна круглая дата, не менее важная лично для тебя.

— Да, 45 лет работы в Детском саду №45. А в этом — уже 46-й год хожу в любимый садик одной и той же дорогой. Деревья, которые в начале пути были одного роста со мной, вымахали выше пятиэтажек.

— Место работы не менялось все эти годы, но менялись должности.  Можно сказать, ты живое доказательство существования «социального лифта». От няни до заведующей – не слышала о подобных примерах у нас в республике.

— Скорее, не лифт, а крутая лестница. И чтобы подняться по ней, было потрачено немало сил и энергии.  Устраиваться на работу в детский сад меня привёл мой муж Михаил, привёл практически за руку. И если бы не его поддержка, не было бы этой замечательной карьеры. Он настаивал, чтобы я получала образование. И пока я училась – в Педагогическом училище, которое окончила с отличием, затем на филологическом факультете КБГУ – он ни разу не проявил недовольства, не упрекнул, что порой учёба была в ущерб житейским делам. А ведь это 10 непрерывных лет сессий. Причём училась я как положено, с полной самоотдачей, до утра готовясь к зачётам и экзаменам. Нянечка, воспитатель, преподаватель кабардинского языка, методист, заведующая.  Этот путь стал возможен только благодаря моему Мише. Три года, как его нет с нами…

— То, что ты сама была на месте своих нынешних подчинённых, делает тебя более лояльной?

— С одной стороны, я прекрасно знаю, какой это тяжкий труд – труд дошкольного работника. Поэтому своих девчонок – нянь, воспитателей, методиста, поваров, музыкального работника – я жалею и всячески поощряю. Да, добрым, словом в том числе, почему нет. Порой искренняя похвала, оценка труда гораздо эффективнее материальных поощрений. Людям важно человеческое отношение. Они знают, что я так же, как они когда-то, мыла горшки, засыпала под утро над календарным планированием… С другой стороны, меня сложно разжалобить, мол, такая большая нагрузка, это просто физически невозможно сделать.

— В последнее время, действительно, много жалоб от педагогов на непосильное количество обязанностей, бумажной волокиты.

— В дошкольном воспитании никогда не было легко. Всегда рассказываю молодым педагогам, что сейчас они просто прекрасно живут. В советское время было гораздо сложнее. Сейчас есть компьютеры, интернет – доступно огромное количество полезной информации. Прежде планы писались от руки – ежедневные, на каждое занятие, вдумайтесь только!  Сейчас можно приобрести любой методический материал – а раньше воспитатели изготавливали всё вручную – рисовали, вырезали, клеили. Это при том, что были дежурные группы в субботу, ночные группы, так как наш сад относился к комбинату Искож, и некоторые родители работали по выходным, во вторую, третью смены.

В первой младшей группе воспитатель-медсестра должна была измерить температуру каждому ребёнку и отразить это все в журнале учёта. И параллельно ещё выполнять огромное количество других обязанностей. А няни замачивали и стирали тряпки по определённой схеме, каждое утро перед прогулкой проходились шваброй даже на уличных верандах. А в тёплое время всем детям мыли ноги после прогулки… Физически сейчас гораздо проще.

— В детском саду «Весёлые ребята» всегда были сильные воспитатели, которые за основу брали именно советскую школу педагогики.

— Мы оставляем лучшее с тех времён и берём лучшее, что появляется в современной педагогике — не стоит выбирать. Например, в нашем саду всегда было особое отношение к трудовому воспитанию. Так, раньше уже в детском саду воспитанников учили вязать на неострых спицах, вышивать на пяльцах, были оборудованы уголки с маленькими швейными машинками с полноценными механизмами, для мальчишек – станки, тиски, модели рабочих инструментов. Даже ткацкий станок был – и ребята с удовольствием изучали принцип изготовления ткани. Сейчас возвращается почёт и уважение к человеку труда, рабочие профессии становятся престижными. С этого года вернули общественно полезный труд в школы. А у нас в саду труд всегда был в почёте. Например, дети вместе с воспитателем сажали зелень, чеснок, а потом с удовольствием сами же и ели вместе с основными блюдами. И, кстати, реже болели. Были сохранены дежурства детей ещё с советских времён, когда ребята помогают няне накрывать на столы, расставлять хлебницы, посуду. Дети обожают быть полезными, всегда с нетерпением ждут своей очереди. И много других подобных моментов.

— А ещё в саду особое отношение к 9 мая. И даже свой Бессмертный полк.

— Да, нравственно-патриотическому воспитанию уделяем особое внимание. 9 мая на утреннике я выхожу с портретом воспитавшего меня дедушки – ветерана Великой Отечественной войны Хасана Губашиева. Дети — с портретами своих предков-воинов. Мы поём песни военных лет, рассказываем стихи. Вспоминаем дружбу наших прославленных поэтов-фронтовиков, которых свели дороги войны – Алима Кешокова и Кайсына Кулиева.

— Вашим утренникам может позавидовать любой ТЮЗ. Вспоминаю, в каком шоке были дети и родители, когда в зал въезжал Емеля на печке. — Да, у нас в коллективе всегда работали талантливые люди. На протяжении многих лет музыкальным руководителем была Шилина Вера Леонидовна, которая придумывала великолепные сценарии — с юмором, сюрпризными моментами. Все роли исполняли мы сами. И каждый раз хотели удивить публику. Так, ту самую печку сделали из детской кроватки на колёсиках. Муж одной из воспитательниц соорудил дымоход из фанеры.  Обшили ватманом, расписали, смастерили щуку, которая умела открывать рот. В кроватке без дна мой муж Миша, согнувшись в три погибели, приводил в движение печь. А в конце утренника стали все фотографироваться – и он, чтобы не раскрыть тайну чуда, просидел терпеливо час внутри, пока все не разошлись.

— Леший, Чёрт, Водяной, Леопольд, Карлсон, Кощей бессмертный… Помню, с каким азартом ты с коллегами придумывала образы, как репетировала дома. Причём эти театральные выходы-выходки продолжились и после 2000 года, когда ты уже стала заведующей.

— А почему нет? Дошкольный работник – это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Эстетическое воспитание – это часть нашей профессии.

На утренниках мы любили немножко похулиганить, повеселить детей и взрослых. Помню, как в роли Карлсона через пожарную лестницу забиралась в окно актового зала. Тогда дети поверили, что Карлсон на самом деле прилетел.

Другой раз тоже муж воспитательницы сделали огромный кувшин из фанеры, из которого со спецэффектами появлялся Старик Хоттабыч (тоже я). Пришлось даже по-настоящему обучиться некоторым фокусам.

 — Я смотрю, вы и мужей заставляли работать на ваш садик.

— А как же! Спасибо им огромное. Мужья воспитателей, учителей – это очень терпеливые люди. И отзывчивые. Каждый чем мог помогал и помогает садику. Мы все как большая семья.

— У нас дома хранятся шуточные частушки, где подчинённые укоряют тебя, что сама не отдыхаешь и людям расслабиться не даёшь.

— Это правда. Но это самый верный способ вдохновить людей на работу. Руководить — не рукой водить. А самой пахать, своим примером вести за собой. Когда требуется, я переодеваюсь и таскаю ветки, убираю мусор, мою, крашу. Девчонки потом рассказывают: «Светлана Ахедовна, мы видим, что вы работаете, нам становится стыдно — мы тоже выходим. Ведь дошкольный работник делает много такого, что не входит в его должностные обязанности. Но в нашем садике неприемлемы эти «капиталистические» отношения (смеётся). Надо работать – будем работать.

Я знаю садик досконально — где какая разводка, где какой кран, в каком состоянии, когда в каком светильнике меняли лампочку, каждый угол… Могу полезть на крышу, чтобы проконтролировать работу по замене кровли. Возможно, это чересчур, но по-другому не умею.

— Мне всегда казалось, что к профессии школьного учителя у нас относятся с большим пиететом. Хотя именно дошкольный возраст так важен в формировании личности.

— Именно. Воспитывайте ребёнка, пока он помещается поперёк кровати, потом уже поздно. Но нашему детскому саду в этом смысле грех жаловаться. У нас замечательные благодарные выпускники. Все они разные, у всех свои судьбы. Но ни один из них не сделает вид, что не узнал тебя при встрече. В январе мы отмечали 55-летие. И выпускники разных лет подготовили нам замечательный сюрприз – записали видео со своими воспоминаниями, добрыми словами. Заказали и доставили огромный торт с дарственной надписью. А танцевальный коллектив «Эдельвейс», в котором занимаются несколько наших бывших воспитанников, подготовил концертную программу, которая стала для нас полной неожиданностью. Это было так трогательно. Ради таких моментов стоит работать.

Люди по-разному проявляют свою признательность. Один из самых дорогих подарков –  картина Заурбека Шадова (старшего брата наших выпускников Умара и Амирхана), на которой изображён двор детского сада «Весёлые ребята». Эта работа – моё любимое произведение искусства – заняла достойное место на стене кабинета.

 

— А ещё говорят, что воспитатель – неблагодарная профессия. Убеждаюсь, что это не так, когда мы гуляем по Искожу, и через одного люди здороваются с тобой, улыбаются, обнимаются.

— Нам всегда везло с родителями и воспитанниками. Хотя, наверное, везение здесь ни при чём. Всё-таки неплохо мы работали, раз столько людей признательны нам. До сих пор, встречая на улице, мамочки благодарят, смеются, мол, дети не хотят есть то, что готовят они, скучают по детсадовской еде. У нас, действительно, очень вкусно готовят, по-домашнему.

Повзрослевшие выпускники приводят уже своих детей. А есть целые династии, как мы их называем. Троих, четверых и даже пятерых детей отдают в наш детский сад. Представьте, есть семьи, которые с нами уже по двадцать лет без перерыва! Такое доверие невозможно обмануть.

— Найти общий язык с родителями, пожалуй, самое сложное в работе заведующей.

— Для каждого его ребёнок лучший. Поэтому всегда в любой ситуации нужно попытаться поставить себя на место родителя, посмотреть на ситуацию его глазами. Честность, открытость, прозрачность, справедливость – это то, что родители ценят. На первом же собрании я даю не только рабочий стационарный, но и личный мобильный номер и доступна для звонков в любое время.

— На одном выпускном дети читали про тебя: «Уважают все в округе, знают, ценят, любят, чтут и по-свойски, по-простому все Ахедовной зовут».

— Наш детский сад расположен на Искоже. Это особенный район, со своей субкультурой. Здесь все друг друга знают, как в маленькой деревне. Мы ходим в одни и те же магазины, парикмахерские, поликлиники. Ты как на ладони. И это помогает в работе. Наши родители всегда откликаются, когда для садика требуется что-то отремонтировать, привезти, организовать.

Понятно, что, когда речь заходит о серьёзном ремонте, Департамент образования Администрации Нальчика идёт навстречу. Особенно в последние годы это стало гораздо ощутимее. Так, в саду ожидается крупный ремонт всей отопительной системы, с которым своими силами мы бы никогда не справились.

— Многие, узнав о твоей редкой анатомической особенности – зеркальном расположении внутренних органов, говорят, мол, теперь им понятно, почему ты такая.

Да, с этим связано много забавных и не очень историй. В 1978 году мне, беременной, сделали экстренную операцию, заподозрив аппендицит. Каково же было удивление врачей, когда они не обнаружили внутри то, что привыкли там видеть. До сих пор, когда делаю какие-то исследования, прибегают медики из соседних кабинетов полюбопытствовать. Не знаю, отразилось ли это на моём характере. Возможно, то, что сердце у меня справа, говорит о том, что я всегда на стороне правды (смеётся).

— Что ты говоришь работникам, когда порой их оставляют силы?

— Я всегда говорю, что они лучшие. И это правда. Люди, работающие в детском саду — особенные люди, добрые, терпеливые, сильные. Они любят свою работу – иначе невозможно объяснить, почему они до утра могут шить детям костюмы к Новому году, вырезать до кровавых мозолей грибочки для открытого занятия, крутить дома на кухне из салфеток сотни подснежников, чтобы малыши сделали из них свою открытку и поздравили маму с 8 марта…

А ещё я говорю, что работать с детьми гораздо интереснее и приятнее, чем со взрослыми. С нашими воспитанниками никогда не соскучишься. Они удивляют нас, смешат, умиляют. Они видят нас насквозь, любят нас, жалеют. У нас замечательная профессия!

Поздравляю от всей души всех работников дошкольного образования с праздником! Желаю энтузиазма, вдохновения, терпения и мудрости!

Алёна Мякинина