Перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами возможно сделать в двух случаях:
– житель отсутствовал в помещении;
– услугу оказали некачественно.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при временном, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Перерасчёт размера платы производится на основании письменного заявления жильца о перерасчёте. Такое заявление он должен подать до своего отъезда или не позднее 30 дней после возвращения в квартиру. Кроме того, потребуется документ, который подтвердит отсутствие жителя в помещении. Это может быть, например, копия командировочного удостоверения, счёт об оплате проживания в гостинице, справка из стационара и т. д.
В соответствии с Правилами при предоставлении в расчётном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчётный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Таким образом, если региональный оператор нарушает периодичность вывоза мусора, жители вправе требовать уменьшения платы за ТКО. Основанием для перерасчёта платы станет акт, которым зафиксировали факт ненадлежащего оказания услуги.
Перерасчёт платы потребителям делает исполнитель коммунальных услуг. Затем он составляет претензию об уменьшении размера платы и предъявляет её региональному оператору. Если региональный оператор не реагирует на претензии и продолжает нарушать периодичность вывоза мусора, жителям или лицам, осуществляющим управление МКД, необходимо обращаться в надзорные органы.
Жалобу на ненадлежащее оказание услуги рассмотрят:
Росприроднадзор – если региональный оператор нарушает условия лицензии или создаёт проблемы в области экологии и охраны окружающей среды;
Роспотребнадзор – при нарушении санитарно-эпидемиологических норм и правил;
государственный орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором, проверит нарушения условий соглашения по обращению с ТКО;
Региональная энергетическая комиссия установит, были ли нарушения в области обоснованности тарифов на услуги регионального оператора.
Эльвира Кочесокова,
старший помощник прокурора г. Нальчика,
младший советник юстиции