
В своё время (конец восьмидесятых – начало девяностых годов прошлого столетия) я работал в Кабардино-Балкарском совете по управлению курортами профсоюзов. В Долинске, напротив нашего офиса, открылась фитоаптека. Руководители этой аптеки в целях привлечения клиентуры пригласили весь наш аппарат на дегустацию продукции.
Сначала нам предложили чай «Бодрость», чуть позже – чай «Успокоительный». В конце мероприятия симпатичная девочка (наверное, пресс-секретарь фитоаптеки) обежала всех с одним вопросом: «Как вам понравилось, какие ощущения?». Все как-то неловко реагировали: «Неплохо, народу должно понравиться».
Только один наш сотрудник, Мустафа Камалович Абдулаев (сейчас он председатель Нальчикского городского совета ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, а в то время был начальником отдела по гражданской обороне курортного совета), по-военному чётко и безапелляционно заявил: «А что мы должны чувствовать? Взбодрились, успокоились – и что?». Девочка моментально испарилась.
Ситуацию довольно чётко описал Михаил Жванецкий: «Появление новых лекарств и исчезновение старых продуктов образует взаимозаменяемые пары».
Нечто подобное происходило и прошедшую пятницу, 24 ноября. В этот день сошлись два праздника-антипода. Эмоциональные покупатели понимали, что дождались «чёрной пятницы». Они делали импульсивные покупки, пробивающие брешь в бюджете. Их противники праздновали день отказа от покупок. И аргументация была железобетонная: «Многие люди покупают вещи, в которых они не нуждаются, за деньги, которых у них нет, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся».
День без покупок – это международный день протеста против культуры потребительства. В Северной Америке его отмечают в пятницу после Дня благодарения, в двадцатых числах ноября, в день начала рождественских распродаж – «чёрную пятницу».
Идея «Дня без покупок» появилась в 1992 году, её автор – канадский рекламист Тед Дейв. Главным инициатором кампании является международная сеть Adbusters Media Foundation («СМИ против рекламы»), объединяющая художников, писателей, преподавателей, студентов, предпринимателей.
Впервые «День без покупок» отмечался в Канаде в сентябре 1992 г. С 1997 г. в Северной Америке его отмечают в «чёрную пятницу», а в Европе – в субботу, следующую за этим днём.
Акция проводится в знак протеста против сверхпотребления в развитых странах, которое во многом искусственно навязывается рекламой, а также против неравного распределения материальных благ в мире. В этот день проводятся театрализованные шествия, представления, транслируются антирекламные ролики, публикуются антирекламные объявления.
В Нальчике я подобных шествий не видел, но и особого ажиотажа в отделах распродаж тоже не наблюдалось. Каждый сам выбирает, что ему ближе. Я же считаю, что дни отказа от покупок нужно объявлять хотя бы раз в неделю.
Виктор Шекемов