В Нальчике прошёл первый в истории республики чемпионат Кабардино-Балкарии по шахматам-960 (шахматы Фишера). Спортсмены разыграли титул по швейцарской системе в девять туров.
С явным преимуществом чемпионский титул завоевал мастер ФИДЕ Давид Темирканов. Он уверенно прошёл по турнирной дистанции – выиграл стартовые восемь партий. За один тур до окончания чемпионата Давид обеспечил себе первое место. Только в последнем туре Темирканов позволил себе сыграть вничью. На целых два очка (для девятитуровой швейцарки – это целая пропасть) от него отстали трое участников. По дополнительным показателям на втором месте Чамал Гедгафов и на третьем – Эмир Текуев, на четвертом – Аскер Ногмов.
После окончания чемпионата Давид Темирканов дал эксклюзивное интервью газете «Нальчик».
– Ровно год назад состоялся первый в республике турнир по шахматам Фишера. Потом в течение года не было никаких движений, а тут сразу высокий статус – чемпионат республики. С чего бы случиться такому карьерному росту?
– Тогда для многих «шахматы 960» казались экзотикой. Они даже не слышали о подобном формате. Многим (даже, думаю, всем) понравилось. Первый блин не оказался комом. Или, как сейчас говорит молодёжь, формат зашёл.
– То есть можно предположить, что турниры по шахматам Фишера теперь будут проводиться часто?
– Не думаю, что будет много подобных соревнований. Может, два-три в год – не больше. Тут надо понимать, что для полноценного внедрения подобного формата нужно обсчитывать рейтинг (российский и международный). Этого пока нет, поэтому глобальных изменений я не жду. Считаю, что шахматы Фишера – это дополнение к классическим шахматам, от которых человечеству пока рано отказываться.
– На первом турнире ты не попал в топ-5, а сейчас стал чемпионом. Это элемент случайности, или ты что-то подтянул в своей подготовке?
– Надеюсь, что моё чемпионство – это не сенсация.
– Согласен. Сюрпризом для меня стало твое неубедительное выступление в 2023 году.
– Шахматы – очень объективный вид спорта. Если выиграл – значит, выиграл. Если нет – значит, нет. По себе чувствую, что когда ловлю кураж, могу играть очень сильно. Но это ощущение не сопровождает меня каждый день.
– Есть классический баскетбол «пять на пять», а есть модификация «три на три». И лучшие игроки в стритболе редко добиваются успеха в классике. А как в шахматах?
– В шахматах Фишера существует 960 различных начальных расстановок фигур. И в многих из них прямо из дебюта получаются «нормальные» позиции. Поэтому всегда стремишься получить знакомую позицию, а для этого, после определения расстановки, нужно за две-три минуты продумать стратегию на партию. В этом заключается основная сложность.
Что касается самого вопроса – конечно, шахматы Фишера отличаются от классики. Но шахматист, у которого понимание игры выше, всё равно победит.
– Как лично ты заполнял промежуток между двумя январскими «фишеровскими» турнирами? Например, играл ли дистанционно?
– Нет, не играл. Это и не требуется. В обоих форматах одинаковые основные принципы, и их нужно соблюдать.
– Есть байка про футбольного тренера, который жаловался: «Раньше мы играли хорошо, забивали, выигрывали, но между игроками были прохладные отношения. То есть была команда, но не было коллектива. Я их пару раз сводил в бар, теперь у нас слаженный коллектив, но нет команды». В этом контексте занятия шахматами Фишера не мешают классическим шахматам?
– Я не думаю, что кто-то решит «упереться» в этот формат. В классике всего одна позиция, дай бог с ней разобраться. А если сразу 960 позиций готовить… Кроме того, шахматы Фишера не распространены повсеместно. Они особо не финансируются, рейтинг не обсчитывается. А там, где нет финансов, там нет и профессионального спорта. Я не представляю, что, например, Магнус Карлсен сегодня заявит, что полностью уходит из обычных шахмат и сосредоточивается на «шахматах 960». Не исключаю, что лет через пятьдесят, когда будет полностью изучена дебютная теория, шахматы Фишера из побочного продукта трансформируются в отдельный вид спорта. Но это произойдёт нескоро.
Виктор Шекемов