Нальчик

В деле – с пяти лет

Наш собеседник – генеральный директор ООО «Горянка-А», учредитель Союза арендодателей и собственников объектов торговли КБР, наставник Всероссийского межнационального союза молодёжи и амбассадор регионального фонда «Центр поддержки предпринимательства КБР» Сафар Жамурзаев. Родился 22 декабря 1988 года. По образованию – юрист. Не женат.

– Сафар Магомедович, сувенирный рынок в Нальчике (он же ООО «Горянка-А», которое вы возглавляете сейчас) – особый рынок со своей историей, характером. Что для вас на сегодня важно сохранить на этом месте и в чём стоит двигаться вперёд?

– В первую очередь для меня было важно выстроить и сохранить добрые человеческие отношения внутри рынка. Я пришёл на это место пять лет назад, не в лучшее, если помните, время. Между собственником и арендаторами было недопонимание, что привело к протестным настроениям. Сейчас, как сами можете убедиться, всё спокойно, у нас тёплая, хорошая обстановка. Я люблю приходить сюда, общаться с людьми, интересоваться, что у кого как. Знаю каждого из арендаторов, а их на сегодняшний день около пятисот.

Важно сохранить акцент на сувенирной продукции – на том, что турист не сможет купить ни в одном другом регионе страны или зарубежья. Хочется, чтобы рынок был не просто местом купли-продажи. Его внешний вид и царящая здесь атмосфера должны привлекать людей. Я сел и сделал рисунок карандашом – то, каким представляю себе это место в будущем. Отнёс рисунок в архитектурную студию, и профессионалы подготовили красивый проект, в котором максимально отражён национальный колорит. В этом году мы уже получили разрешение на строительство, и в ближайшее время, надеюсь, наши интересные задумки воплотятся в жизнь. Студент института архитектуры, строительства и дизайна проектирует нам Аллею мастеров. Это будет интересная зона, где за трудом наших мастеров и мастериц – за обработкой шерсти, кожи, металла и так далее – посетители смогут наблюдать и, возможно, окажутся вовлечёнными во всё это действо.

Мы находимся в туристически привлекательном месте Нальчика. Кругом много здравниц, парк, Кизиловка. Да и все другие районы города за последнее время хорошо преобразились, визитных карточек у Нальчика стало больше. Привлекательность города должна усиливаться и за счёт работы нашего рынка. Хотим стать местом притяжения людей с самыми разными запросами.

Сейчас мы проводим в основном благотворительные мероприятия. В будущем на территории той же Аллеи мастеров мы планируем проводить различного рода мастер-классы, событийные фестивали. И думаю, на одном из них мы однажды установим рекорд, связав что-то такое, чего ещё никто никогда не вязал.

– Как вы пришли в сферу предпринимательства?

– В целом моя трудовая деятельность началась рано. В пять лет я уже работал на ТВ КБР, лет до тринадцати вёл передачу для детей. И как предприниматель я начал проявлять себя с раннего возраста. Помню, у нас строился дом, родители были заняты, им надо было выезжать, и отец дал денег с поручением найти людей, которые могут выгрузить стройматериал. Я нашёл, умудрился договориться на половину того, что дал отец. У меня была неплохая выручка, а главное, все были довольны.

Помню ещё, мне надо было на дискотеку. Родители у меня довольно строгие, и, чтобы смягчить их, я вскопал огород. Отец не только отпустил на дискотеку, но и щедро заплатил за труд. Мне это понравилось. И стабильно два раза в год наш огород копали привлечённые мной ребята. К приезду отца я один оставался с лопатой в огороде – типа я один всё это вскопал (смеётся).

С детства со сверстниками на разном пробовали заработать – на прокате кассет, на игре на приставках…Дети 90-х, что тут ещё скажешь! У меня всегда был пример – человек, на которого я хотел равняться, авторитет. Это мой брат, который старше меня на десять лет. Я всегда хотел, да и сейчас хочу быть похожим на него. Он до сих пор лучше меня во всём! Он – хорошая подмога семье. И я в стремлении сравняться с ним с третьего курса решил сам себя обеспечивать. Начал с простого и доступного: купить дешевле – продать дороже.

В студенчестве я готовил себя к работе в самой сильной организации – ФСБ. После окончания университета первым делом подал туда документы. Я попробовал себя в органах, но понял, что госструктуры, в которых есть много ограничений, установленный порядок и строгая должностная иерархия, не для меня. Как говорится, лучше до седьмого пота работать на себя, чем до седьмого пота на кого-то. Решил стать дирижёром своей жизни. Открыл агентство недвижимости, завязал партнёрские отношения с двумя банками, начал заниматься их недвижимостью. В 2019 году поступило предложение заняться этим рынком. Для меня это было интересно, хотя и осознавал всю сложность предстоящей работы. Были люди, которые меня отговаривали. «Ты никогда не решишь проблемы на этом рынке!» – уверяли они. Это был для меня вызов, и я его принял.

– Надо слушаться родителей в вопросе выбора профессии?

– Я считаю, что родителей надо слушаться всегда и во всём. Не только в выборе профессии. Это люди, которые желают тебе только лучшего, мечтают о твоём будущем больше, чем ты сам, волнуются за тебя, переживают. Если говорить на языке предпринимателя, родители – это учредители ОАО под твоим именем. То есть они задают общий курс, направление жизни. Но ты гендиректор этого ОАО, и тут надо слушать своё сердце. Работа должна приносить человеку удовольствие. Изо дня в день делать то, что тебе не нравится, только потому, что «так надо», – это ломать себе жизнь.

– А если то, что близко сердцу, не приносит желаемого дохода?

– Я думаю, что любое дело можно монетизировать. Да, творческому человеку зачастую не хватает предпринимательской хватки. Ему нужна подмога, человек, который способен раскрутить его имя и дело. Но некоторые даже не признают необходимость такой помощи. Человек, желающий заработать, элементарно должен сесть и расписать, что он имеет и что с этим можно делать. Но многие не планируют и даже цели какой-то не имеют. При всём рабочем расписании у человека всегда остаётся что-то чисто для души. Я, например, люблю рисовать. Мои рисунки не превращаются в картины для продажи, это только для себя. Но это помогает не выгореть.

Мне не нравится, что многие практически до получения диплома и прихода на официальное место работы живут в отрыве от труда. Не знают, с чем и как работать. Важно учиться труду на местах. В Китае стажировка для студентов обязательна, и мне это нравится. В университете всё-таки человек получает в основном теоретическую базу знаний. И он далёк от того, что в реальности его ожидает в будущей профессии. Со школы надо готовить к реальной жизни. Тем более сейчас, когда дети проводят столько времени в социальных сетях, где пользователи выкладывают в основном красивую сторону жизни. По контенту в соцсетях не разберёшь, где правда, а где неправда. Навязывают картину жизни, в которой всё даётся легко и просто, что далеко не так. Время – ресурс, который не восполнишь. Оно идёт. И молодым надо понять, что не стоит тратить его бессмысленно. То, что ты делаешь сегодня, сейчас, отражается на твоем завтрашнем дне.

– Вы стали гендиректором в 29 лет. Бывало, что в силу возраста вас не воспринимали всерьёз?

– Не скажу, что были особые сложности в партнёрских отношениях, связанные с возрастом. Но перед старшими, более опытными людьми всегда есть какое-то внутреннее волнение. Бывает, приходишь на какое-то собрание, совещание, а там взрослые солидные мужчины сидят и смотрят оценивающим взглядом: а это кто такой? И ты понимаешь, что среди них ты – да, юниор. Возможно, поэтому я отрастил бороду, чтобы казаться старше (смеётся).

– У вас номер телефона оканчивается на 6666. Шесть – значимое число в вашей жизни?

– Это моя любимая цифра. Почему – не знаю, просто мне с ней везет. Если есть возможность использовать цифры, которые мне нравятся, я их использую. Просто люблю, когда что-то выглядит красиво, организованно, упорядоченно.

– Недавно открыли вас с другой стороны — вы написали текст песни.

– Музыкой я никогда серьёзно не занимался. Всегда мечтал играть на музыкальном инструменте – на гитаре или на пианино, но не сложилось. В школьные и студенческие годы в приоритете был спорт. Занимался вольной борьбой, боксом, самбо, смешанными единоборствами. Сейчас просто хожу в спортзал, чтобы как-то поддерживать форму. Но вот среди друзей есть музыканты. Они и познакомили меня с Исламом Аппаевым, более известным по творческому псевдониму Арис Аппаев, который и исполняет песню на мои стихи.

Мы часто собирались то в студии, то тут у нас в кафе. Однажды стал свидетелем творческого процесса создания песни и задумался: а смогу ли я сам написать песню? Сказал вслух, что напишу! Для мужчины бросать слова на ветер, как и оставить начатое на полпути, недостойно. Раз сказал – надо сделать. И как раз недавно в конце хорошего, плодотворного дня поиграл с детьми, прогулялся по парку, и родился текст песни «Сюеме сюеме сени…».

– Получилось вполне лирично.

– Песня про любовь, про человека, который искал и нашёл. И все, кто её послушал, начали спрашивать, не влюбился ли я? К сожалению, нет. Я вообще человек, который не живёт прошлым, сожалея о чём-то не сделанном. Единственное, что я могу назвать своим упущением, – это то, что мне уже 35 лет, а всё ещё холост, не семейный.

– Сможете описать идеальную девушку?

– Богобоязненная, уважающая старших, порядочная, любящая детей. Если есть такие, пишите (смеётся).

– А чисто внешне?

– Внешность – такое дело… Человек может быть красивым, но не уметь нести эту красоту. Если выбирать какой-то типаж, то моей первой любовью была певица Алсу. Она и сейчас очень красивая женщина. Мне нравится, когда у девушки длинные волосы. Если длинные волосы и улыбка красивая, искренняя, то такая точно западёт в сердце любому, мне кажется. А если плюс ко всему она умеет вкусно готовить, то да, её можно считать идеалом.

– Но даже в идеальную можно не влюбиться. Слова из вашей же песни: «Много девушек хороших было у меня, но…».

– Многих смущают эти слова (смеётся). Я просто считаю, что, во-первых, мужчина не должен вообще говорить плохо о девушках, тем более о бывших. Во-вторых, если ты говоришь той самой, что она лучшая, и при этом у тебя не было до неё хороших девушек, получается, ты не знаешь, лучшая она или нет. Не с кем сравнивать (смеётся). А если сравнишь с плохими девушками – «все плохие, а ты одна хорошая», так это вообще оскорбление. Получается, на безрыбье и рак рыба. Так что я считаю, что всё правильно написано!

– В чём бы хотели себя ещё проявить?

– Я хочу подняться на Эльбрус, эту задачу мне надо обязательно выполнить. Считаю, что в жизни по возможности надо пробовать разное. Да, ты можешь выбрать одно направление и, не оглядываясь ни на что, идти в одном направлении, углубляясь в одну область знаний. Ты станешь профессионалом в каком-то деле, мастером, но не попробуешь ничего другого. Я не осуждаю такой путь, просто он не для меня. Периодически надо давать встряску мозгам, решать новые задачи, осваивать новые навыки, развивать в голове какие-то новые нейронные связи.

– 2024-й – Год семьи в России. Что для вас семья?

– Семья – это люди, которые важны мне больше, чем я сам себе. Это брат и сестра, на которых можно всегда положиться, которые поддержат, помогут. Это родители, которые, как я сказал выше, желают нам большего, чем мы сами. Это фамилия. Каждый из нас должен относиться серьёзно к своему имени. Мы носим фамилию своих отцов, дедов, прадедов. Надо помнить о них, о чести, совершая тот или иной поступок. У поколения моих родителей было трудное детство. Мой отец родился в Казахстане, мама – в Киргизии. Наши дедушки и бабушки пережили сложный для нашего народа период – депортацию, насильственное выселение с родных земель. Пережили, не утратив достоинства, не забыв свои корни, сумев сохранить свою культуру. Сложности, с которыми сталкиваемся сейчас мы и с которыми жили они, несоизмеримы. Мы должны помнить об этом и с верой в лучшее будущее двигаться вперёд.

Беседовала Марьяна Кочесокова