Нальчик

Мы закладываем зёрнышко, которое может дать большие всходы

Воспитатель нальчикского детского сада № 36 Екатерина Доткулова стала победителем регионального этапа XIV всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года – 2024». Секретом профессионального мастерства Екатерина считает любовь к детям, победу в конкурсе – коллективной заслугой, а выбор профессии – наследственным фактором.

– В нашей семье и по папиной, и по маминой линии я представляю третье поколение педагогов, – рассказывает Екатерина. – Когда окончила девятый класс, подала документы в педколледж. Решила: если не поступлю – окончу одиннадцать классов в школе, но мне улыбнулась удача. Я подумала – это судьба, и с тех пор ни разу не пожалела о своём выборе. После педколледжа получила высшее образование по той же специальности в ростовском университете. В профессии я уже 20 лет.

– Помните свой первый день на работе?

– Конечно. Не скажу, что чего-то боялась, но было чувство гиперответственности. Хотелось проявить себя по максимуму и оправдать надежды, которые на меня возлагали: в первую очередь надежды руководства, которое предоставило мне работу, родителей, доверивших мне своих детей, и, наконец, свои собственные.

– С кем работать сложнее: с детьми или их родителями?

– Проблемы бывают и там и там, нужно уметь находить общий язык со всеми. Наша работа максимально эффективна, когда ведётся в непосредственном контакте с родителями, поэтому понимание с их стороны очень важно. Детский сад – это не только первая школьная ступень: мы даём знания посредством игр, и наша задача состоит в том, чтобы сделать этот процесс максимально ярким, интересным и весёлым. К сожалению, не всегда родители понимают, какой громадный объём работы мы проводим с детьми каждый день.

– Бывает моменты, которые остаются в памяти надолго?

– Конечно. Детская непосредственность, вопросы, которые они задают. Например: «Какая фамилия у Красной Шапочки?». Есть моменты, вспоминая о которых, можно прослезиться. Однажды на выпускном я произнесла прощальную речь. Говорила о том, что мы прощаемся с нашими воспитанниками и отпускаем их в большой интересный мир… Конечно же, у меня ком стоял в горле. И вдруг я заметила, что все дети плачут. Спросила, почему они расстроились, а ребята собрались вокруг нас и кинулись обнимать. Дети – удивительные чистые души, они тонко чувствуют настроение взрослых и транслируют его обратно в мир. В наших силах научить их транслировать правильные чувства.

– Вы следите за судьбами своих воспитанников?

– За некоторыми, которые в пределах досягаемости. Месяца полтора назад шла к остановке и услышала низкий мужской голос. Оборачиваюсь – стоит молодой мужчина: «Вы меня не узнали? Это же я, Залим». И тут до меня доходит, что это мой бывший воспитанник Залимчик. Я-то привыкла, что это малыш, совсем крошка. А он уже взрослый парень, получил образование, работает. У многих моих детей уже есть семьи, но в душе и сердце моём они навсегда остаются детьми.

– Как думаете, почему вы выиграли конкурс?

– Не я выиграла, а весь коллектив нашего детского сада во главе с заведующей Еленой Хашукаевой. Мы вместе работали, вместе готовились. Эта победа – результат коллективного труда, опыта, суммы знаний и навыков, наработанных годами. В конкурсе мы представили интересную педагогическую находку: интеграцию технологии и процесса мыловарения в образовательный процесс. Уникальность находки в том, что мыловарение можно изучать с позиции совершенно разных дисциплин: математики, физики, химии, биологии. Это увлекательное занятие, развивающее творческое мышление, мелкую моторику, что, в свою очередь, влияет на речь, мыслительные процессы и память. В ходе коллективной работы дети развивают коммуникативные способности. Можно включить в процесс мыловарения стихотворение «Мойдодыр» и провести воспитательную беседу о том, насколько важно соблюдать чистоту, быть опрятным и здоровым. Мыло – универсальный продукт, который позволяет изучать разные направления в образовании, воспитании и творчестве.

– Раскроете секрет успешной работы с детьми?

– Секрета нет. Только чуткость, внимание, любовь. С детьми без этого никак, они всё чувствуют. Сейчас общество очень страдает от того, что люди часто замыкаются на себе и том, чтобы создать вокруг себя комфортное пространство. А думать нужно шире, глобальнее и быть добрее. Нужно думать о других. Все мы существа социальные, нас формирует общество.

– Каковы перспективы воспитателя детского сада?

– Сейчас, в данный момент, – «взять» Москву, а потом Россию. Очень хочется достойно выступить, отстоять честь республики в конкурсе. Для меня это соревнование, наверное, как для спортсмена Олимпийские игры.

Что касается отдалённого будущего, возможно, мне было бы интересно работать на курсах повышения квалификации. Очень хочется поднять престиж дошкольного образования. Сейчас, увы, бытует мнение, что в детский сад идут люди, не имеющие профильного образования. К сожалению, не все, кто проходит переобучение, могут состояться в этой профессии, не все знают, как организовывать образовательный и игровой процесс. Когда обучаешься этому в педколледже или профильном вузе – другое дело, там тебя учат непосредственно тому, с чем ты будешь сталкиваться каждый день. Мне кажется, я могла бы передать свой опыт и знания тем, кто проходит переобучение и хочет пойти работать в детский сад. Хочется, чтобы они понимали, как важно то, что мы вкладываем в детей. Мы не знаем, кем станут наши воспитанники, но от нас зависит многое, и очень важно заложить правильный фундамент их будущего. Мы закладываем маленькое зернышко, которое может в будущем дать большие всходы.

Беседовала Таира Мамедова