Нальчик

Права предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля

Порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля регламентирован Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с учётом особенностей, определённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336.

Максимальный срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляет 10 рабочих дней. Максимальный срок проверки в отношении микропредприятия не может превышать 15 часов, малого предприятия – 50 часов.

При проведении контрольного (надзорного) мероприятия предприниматель имеет право (ст. 36 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ):

– присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;

– получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;

– получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

– знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своём согласии или несогласии с ними;

– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлёкшие
за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).

Ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора органа контроля (надзора), подробно изложены в ст. 37 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

Подробная информация о запланированных к проведению плановых и инициированных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях доступна на платформе ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (proverki.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Не допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в Едином реестре контрольных(надзорных) мероприятий.

Необходимо отметить, что главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ закреплено право контролируемых лиц, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, на обжалование решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры КБР