Нальчик

«Я верю в человека»

Ауес Мухамедович Кумыков – доктор философских наук, профессор, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. Основатель и первый руководитель студсовета КБГУ, в котором он проработал 33 года, с 2012 по 2018 год – в качестве проректора по воспитательной работе и социальным вопросам. Женат, двое детей, два внука.

– Ауес Мухамедович, люди, родившиеся в конце 60-х – начале 80-х годов, – последние из тех, кто застал жизнь вне эры интернета. Вам как представителю такого поколения каково работать с нынешней молодёжью?

– Да, наше детство и наша молодость прошли без интернета. Мы много читали и много двигались, много чего плохого и хорошего повидали. Наша молодость попала на период перестройки. Полные сил, мы вдруг оказались практически в другой стране. Многие ломались в эти годы, теряли ориентиры, но большинство справились со сложностями времени. Люди моего возраста сейчас вполне успешно работают в различных структурах. Наше поколение не выпало из социальной жизни страны. Мы учились, учили других и продолжаем это делать.

– Тема вашей докторской диссертации – «Национальный идеал российской государственности: социально-философский анализ». В двух словах возможно передать, каков этот идеал?

– Есть такое понятие – «философский пароход». Это собирательное название операции советских властей по высылке за границу многих деятелей науки и культуры в 1922-1923 годах. Эта тема всегда меня привлекала. Среди высланных было много философов, и мне было интересно, как они повели себя за пределами Родины. Эти выдающиеся умы не переставали любить, изучать Россию и дух русского народа. Многие знают сейчас только Николая Бердяева, Ивана Ильина, Питирима Сорокина, но высланных тогда было гораздо больше. Они оставили целый пласт знаний и учений, раскрывающих тему национального идеала, и это невозможно сузить до одного абзаца.

– С первого сентября в школах вводится новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Как прокомментируете?

– Если не опоздали, то уж точно не поспешили с этим нововведением. Хотя это и не ново для нашего образования. В советское время мы изучали предмет «Начальная военная подготовка». Эти уроки были интересны как мальчикам, так и девочкам. В 90-е годы как-то всё ушло – из школ исчезли трудовое воспитание и программы, по которым школьники узнавали хотя бы азы защиты Родины. Сейчас я могу только поприветствовать возвращение столь нужной дисциплины. Но здесь есть одна сложность: кто будет преподавать этот предмет? Кто сможет донести до детей интересно (а главное, без искажений) его содержание? Эти уроки не должны стать факультативными, необязательными. Поручат географу или историку, поставят галочку для отчёта – такой сценарий недопустим. Если нет соответствующих специалистов, надо быстро обучать, отправлять на курсы повышения квалификации. Целесообразно привлечь к преподаванию бывших участников СВО, офицеров запаса, специалистов, служивших в армии. Они будут компетентны, по необходимости могут пройти в ближайшее время необходимые курсы для преподавания в школе. В целом этот предмет станет частью большой работы по патриотическому воспитанию. В настоящее время 70 процентов нашей деятельности, работы с молодёжью занимает именно тема патриотизма.

– Что для вас патриотизм?

– Патриотизм – это в первую очередь любовь к родителям, к семье, к малой родине и большой. Если человек относится с любовью к своим родным и близким, проявляет заботу о них, переживает за их настоящее и будущее, то он уже патриот. Мы пишем и говорим много высоких слов, превращающих патриотизм в некую абстракцию. Но всё проявляется в простом: в быту, в отношениях с окружающими, в конечном итоге – в знаниях. Сейчас, к сожалению, весь Запад стремится унизить нашу страну. Но наши молодые люди должны знать, помнить, что все тяготы Второй мировой вынесли наши предки. И мы должны быть достойны их. Именно народы Советского Союза объединились и выиграли самую ожесточённую войну в истории человечества. Не те, что высадились в Нормандии, победили фашизм, а именно те, которые четыре года шли (шли с большими потерями, ценой многих жизней) и дошли до Берлина. Сегодня многое может вызвать у нас чувство гордости за свою страну. Она у нас сильная. Но патриоты любят свою страну, даже когда она слабая. Любят всегда. И эта любовь, повторюсь, начинается с любви к своей семье и к месту своего рождения.

– В какой семье вы росли?

– Я родился и вырос в Заюково. К сожалению, отца потерял рано. Ветеран Великой Отечественной войны, он был несколько раз ранен, в возрасте пятидесяти двух лет ушёл из жизни. Мне было тогда всего шесть. У меня две сестры и старший брат. Нас четверых поднимала в одиночку мама. Добрая и чуткая, она окончила всего семь классов и сразу пошла работать – время было тяжёлое. Всю жизнь она работала, много невзгод пережила, но при этом смогла сохранить чуткий и мягкий характер. Никогда не повышала голос. Конечно, расстраивалась, когда мы что-то делали не так, но ни разу не накричала на нас. Мы тоже старались её не огорчать. Я школу окончил с отличием, и мама поддержала мой выбор стать историком, хотя в то время престижнее было учиться на врача или инженера. После первого курса я ушёл в армию. Два года отслужил в Белоруссии, потом продолжил учёбу. Иногда слышишь, что годы службы – потеря времени. Я ни разу не пожалел о службе в армии. Армия сделала мой характер твёрже, научила не бояться каких-то проблем и трудностей, после службы я стал более уверенным в себе.

– Что бы назвали самым большим везением в своей жизни?

–Я антропоцентрист. Я верю в человека, в его силы. Считаю, что от него зависит многое в миропорядке и, в частности, его собственная судьба. Не верю в мистические силы. Я верю в силы человека, в его способность изменить мир к лучшему. Считаю, что везение – результат усилий, труда. Сильный трудится и добивается успехов, а слабый жалуется на жизнь. Я никогда не ждал подарков судьбы в виде, скажем, выигрыша в лотерею.

Но мне повезло с людьми, с наставниками. Сейчас много говорят о наставничестве в контексте воспитания молодёжи. И некоторые думают, что наставник – это человек, который буквально водит тебя за руку и заставляет быть хорошим, добрым, правильным. На самом деле наставники – это люди, которых мы сами выбираем в качестве образца. Каждому человеку требуется, чтобы в его жизни был человек старший, человек мудрый. Тот, кто смог бы подсказать, как дальше двигаться, как выйти из какой-то сложной ситуации.

Мне повезло со школьными учителями, повлиявшими на мой выбор стать историком: Жанной Хасетовной Тлизамовой и Анзором Муштафаровичем Лосановым. Повезло, что судьба свела с Владимиром Калиметовичем Тлостановым, бывшим ректором КБГУ – именно он предложил мне работу в университете. Это была личность, достойнейший человек. Мне повезло и с научным руководителем Виталием Хамацевичем Болотоковым, и с научным консультантом, выдающимся учёным Юрием Григорьевичем Волковым… Я могу назвать множество людей, сыгравших в моей жизни роль наставника.

– Тех, кто работает с молодёжью, часто обвиняют в том, что они работают лишь с положительной частью молодёжи.

– Я бы не стал делить молодёжь на положительную и отрицательную. Есть просто молодые ребята. Есть вовлечённые и не вовлечённые. Наша задача – вовлечение как можно большего количества детей и молодёжи в социально полезную деятельность.

– Но даже в детском саду воспитатели нередко пускают на сцену только тех, кто громче и чётче прочтёт стихотворение, чтобы показать свой хороший результат работы с детьми.

– Такой воспитатель – плохой воспитатель. Это не педагог. Нельзя детей, особенно в таком возрасте, делить на плохих и хороших. Надо всех вести вместе, уделяя каждому внимание. Не может выучить – надо помочь, надо звать родителей на помощь. Четыре строчки на утреннике осилит каждый ребёнок, если работать с ним правильно. Проблемные дети, а затем и взрослые, получаются из тех, кому не было оказано нужное внимание в нужный момент. К сожалению, это может быть упущением не только педагогов, но даже самих родителей. Каждому ребёнку необходимы любовь, внимание и забота.

– Показ кино остаётся одним из форматов общения на ту или иную тему с молодёжью. Часто показывают старое кино, без экшна и спецэффектов. Молодым интересно?

– Для молодёжи я бы вообще сделал огромный список фильмов, обязательных к просмотру. Туда попали бы «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Высота», все фильмы Леонида Гайдая и Георгия Данелии (единственное, что мне не нравится у него – это «Кин-дза-дза!», я любимого актёра Леонова в такой роли особо не воспринял).

Да, время от времени мы проводим тематические кинопоказы. Перед 9 Мая, например, объявили показ фильма «В бой идут одни старики», и пришли многие студенты, зал был заполнен. Понимаете, интересно им или неинтересно – они могут сказать только после того, как посмотрят. Решать заранее за молодёжь, опираясь на какие-либо стереотипные представления о ней, не стоит.

– Ауес Мухамедович, вы доктор философии. Самый большой философский вопрос: в чём смысл жизни?

– Как бы мы ни витали в облаках и ни говорили о высоких материях, ни спорили, что первично, а что вторично, что субъективно, а что объективно и так далее, мы всегда возвращаемся к простым земным вещам. Смысл жизни я вижу в осознанном проживании каждого дня, в здоровье, счастье близких людей, в нахождении с ним рядом. У меня два внука, и сейчас самые большие радости в жизни мне доставляют они.

– Нальчик претендует на звание культурной столицы России 2026 года. Голосование проходит в эти дни на сайте Госуслуг. Что бы вы назвали главным культурным символом нашего города?

– Памятник Марии… Нальчик может стать и научной столицей СКФО. К слову, могу поделиться хорошей новостью: на днях мы получили приказ о создании в Кабардино-Балкарии северокавказского филиала Федерального научно-социологического центра РАН. Это будет хорошим подспорьем для многих гуманитариев республики. Такой центр будет серьёзной площадкой для исследований, одной из главных тем которых станет социология молодёжи. С такой научной базой, думаю, мы будем давать лучший результат работы в сфере молодёжной политики.

Беседовала Марьяна Кочесокова