Нальчик

Это доступно любому. Но не всем…

В Национальном музее КБР открылась выставка «Мозаика Юга России». Среди фотоэкспонатов – великолепные образцы этого монументального, уходящего в прошлое искусства. «Человек-творец» в Волгограде, «За ценой не постояли» на Мемориальном комплексе боевой славы в станице Новоминской, флорентийская мозаика в подземных переходах Ростова-на-Дону, где среди прочего запечатлены сюжеты из произведений Шолохова, и многое другое. Но, конечно, посетители в полном восторге обнаружили среди снимков мозаики нашей республики. Выставка также презентует издание «Советская фундаментальная мозаика Юга России». И директор музея Феликс Наков не без гордости отмечает, что среди произведений, вошедших в альбом, знаменитая мозаика «Ленин», украшающая Национальный музей КБР.

Сохранить то, что ещё осталось

«У каждого их нас есть картинки, которые связаны с этим городским искусством, – поделилась мыслями заместитель министра культуры КБР Аминат Карчаева. – Именно мозаичное искусство в полной мере отражает эпоху, характер, настроение того времени, когда оно создавалось. Конечно, огромная благодарность группе архитекторов, которые шесть лет назад подняли эту тему, объехали большое количество населённых пунктов, собирая информацию. Мозаичные произведения, как мне кажется, наименее защищённые объекты культурного наследия. Сегодня здесь присутствуют представители Парламента республики, представители общественности. Наверное, для нас это повод сделать всё возможное, чтобы защитить, сохранить уникальные произведения, которые всё ещё есть в наших городах».

Среди гостей присутствовал художник Владимир Эздеков – автор большей части мозаик Кабардино-Балкарии. Вместе с ним была его семья, которая также внесла огромный вклад, помогая отцу-художнику воплощать в жизнь его задумки, буквально работая над мозаичными монументальными полотнами.

Аминат Карчаева вручила мастеру Почётную грамоту министерства культуры: «Спасибо вам за тот огромный вклад, который вы внесли в мозаичное изобразительное искусство Кабардино-Балкарии, за те уникальные произведения, которые украшают сегодня наши города, улицы, делают нашу жизни прекраснее».

Председатель комитета по культуре Парламента КБР Амурби Текуев вспомнил в своём выступлении португальскую мозаику, которой так много в Лиссабоне: «Думаю, что есть необходимость популяризировать это направление… Надеюсь, что будет сохранена преемственность, что кто-то будет продолжать великолепное искусство монументальной мозаики».

Заместитель председателя правления Российского исторического общества, главный редактор издательства «Кучково поле Музеон» Григорий Кучков рассказал подробнее о воплощённой идее: «Советская мозаика Юга России – проект, созданный при поддержке президентского фонда культурных инициатив. И это не только книга: это выставки, фотоконкурс, который продолжается. На прошлой неделе подобная выставка закончилась в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, продолжается в Санкт-Петербурге, в Волгограде в музее на Мамаевом кургане. А сегодня начало небольшого экспресс-тура: открываем экспозицию в Нальчике, завтра в Краснодаре, послезавтра в Ростове. Хочу сказать, что основная цель этого проекта – не только показать то, что есть, что было, но и привлечь внимание к этому виду искусства, чтобы сохранить то, что ещё осталось. Чтобы эти произведения, пусть не все, но наиболее значимые, получили статус объектов культурного наследия, чтобы спасти их для наших потомков, и те смогли бы смотреть на них не только на картинках, но и живьём».

Председатель комитета Парламента по образованию, науке, физической культуре и работе с молодёжью Нина Емузова поддержала Григория Кучкова: «Пугает, что определённые виды искусства уходят вместе с эпохой. И мозаичный вид искусства – один из таких. С этими произведениями мы росли, становились тем, кем мы сегодня стали. Если мы сегодня, когда ещё можно какие-то вещи сохранить, не предпримем ничего, завтра будет уже поздно. Поэтому мы уже взяли их на заметку. Есть произведения, которые не вошли в число объектов культурного наследия, и нам нужно поработать в этом плане, это одна из первых задач. Вторая задача – отсутствие самого нормативного поля, которое позволяет всё это сохранить, над этим мы тоже будем работать. И третье – мы чтим, помним, награждаем наших заслуженных деятелей. Но у нас есть ещё люди, которые заслуживают высоких наград нашей республики. И думаю, что Владимир Эздеков относится к числу тех, кто должен быть награждён высокими наградами Кабардино-Балкарии… Мы не только приходим с приветствиями, выступаем: мы общаемся с людьми, делаем для себя выводы. И надеюсь, что в следующий раз мы с Амурби Текуевым сможем сказать, что какие-то подвижки в этом плане есть». 

Нальчику очень повезло с художниками

Выставка плавно перетекла в интересную лекцию независимого исследователя архитектурных монументальных объектов СССР, основателя проекта «Современная монументальная мозаика Юга России», одного из авторов одноимённого альбома Игоря Бычкова. Конечно, большую часть своего выступления он посвятил объектам мозаичного монументального искусства на территории КБР:

«Забегая вперед, хочу сказать, что Нальчику очень повезло с художниками. Они придерживались, как правило, модернистских принципов в своём изобразительном подходе.

«Памятник павшим комсомольцам» действительно уникален и по своим формам, и по своей истории. Это яркий пример эпохи романтического модернизма. Здесь оригинальный взгляд художника, архитекторов, скульптора. Памятник подвергся жесточайшей критике партийных работников, его хотели снести. А ведь это совершенно нестандартное произведение: острый осколок стелы, консольно устремлённый в небо, фигура обнажённого комсомольца. Скульптора Гида Бжеумыхова обвиняли в чрезмерной натуралистичности. Сносить не стали, но, если называть вещи своими именами, памятник оскопили… Тем не менее знаменитый скульптор Лев Кербель считал это произведение самым оригинальным на Северном Кавказе. Того же мнения придерживался и народный художник СССР Владимир Цигаль, чьё положительное заключение сыграло решающую роль в сохранении мемориала.

Примечательно, что сзади стелы находится мозаика Виктора Абаева. Такая же смелая, как и памятник, созданная в каких-то модернистских тенденциях. Поначалу кажется, что это не фигуративное изображение. Но если присмотреться, мы можем увидеть двух солдат, склонивших головы, и перевёрнутое изображение, как раньше говорили, солдатки – женщины, ждущей с фронта мужа, сына, брата. Судя по всему, изображена какая-то трагичная ситуация, когда можно воспринимать этих солдат как души погибших, а женщину как оплакивающую своих родных.

Мозаичное панно «Ленин» художника Руслана Хажуева. Опять-таки модернистское восприятие. Здесь мы видим чёткое влияние импрессионистов. И не просто импрессионистов, а русских импрессионистов. Хажуев мог ограничиться более понятным, легко считываемым нарративом. Но он пошёл по другому пути. Лицо Ленина сделано в рисунке, близком технике флорентийской мозаики, с тонким подбором оттенков. Меньшие же фигуры сливаются в калейдоскопическом мельтешении желтоватых и синеватых пятен с чёткими краями. Это панно по праву считается одним из самых оригинальных по технике исполнения среди мозаичных произведений на Северном Кавказе.

Санаторий «Нальчик», плавательный бассейн. Мозаичное панно «Море и его жизнь» художника Сергея Тер-Григоряна.

К строительству и оформлению санатория «Нальчик» крупного ведомственного назначения привлекли известных московских художников. Яркая смальтовая мозаика изображала ныряльщиков в подводном мире. Она была хорошо представлена в различной периодике, буквально в каждом издании, как значимое произведение этого направления. Так, оно стало известным благодаря публикации в научной работе Ираиды Воейковой «Монументалисты советской России».

Санаторий «Нальчик», флорентийская мозаика «Приэльбрусье» художника Владимира Замкова.

Кабардино-Балкарии повезло так повезло. Флорентийская мозаика – самый дорогой и самый редкий вид мозаичного направления. Боюсь, что в Кабардино-Балкарии больше нет примеров этой мозаики, тем более такого уровня и калибра. Замков – самый крупный специалист по флорентийской технике – создал произведение «Приэльбрусье», практически не фигуративное, беспредметное, абстрактное, всё на ассоциациях, всё на эмоциях, оттенках. Три персонажа в духе Александра Дейнеки, абсолютно произвольно вставленных на фоне этого абстрактного приэльбрусского пейзажа. Флорентийская техника подразумевает, что каждый модуль соприкасается с другим и подстраивается под него. Эта мозаика гладкая, делается в основном из мрамора, полудрагоценных камней. И здесь использованы гнейс, кварцит, гранит, мрамор, привезённые из разных мест Советского Союза – от Крыма и Грузии до Карелии, Урала и Сибири. Высокий уровень исполнения делает мозаику одной из лучших на Юге России».

Игорь Бычков остановился на многих мозаичных объектах республики. Но особый акцент сделал на произведениях присутствующего на выставке Владимира Эздекова.

«ДК «Родина» в городе Майском. Здесь Владимир Хасетович в каком-то смысле является продолжателем традиций Пикассо и Жоана Миро. Думаю, совершенно не ошибусь, если скажу: Владимир Эздеков совершил небольшую революцию в монументальном изобразительном искусстве Кабардино-Балкарии.

В эту мозаику он вплетает простые и понятные фигуративные элементы. На фоне авангардного беспредметного великолепия мы можем обнаружить солдата в форме с автоматом, женщину с голубями, космонавта… Очень смелый модернистский подход. Мозаики Владимира Эздекова всегда принимались очень сложно. А если бы эта мозаика находилась в любом европейском столичном городе, её бы просто поставили на охрану. Это действительно современное искусство в лучших его проявлениях. Тотальный отказ от соцреализма и продвижение своей эстетики, стилистики были очень важны для города. Потому что Нальчик, в отличие от Ростовской области, тоже входящей в Юг России, просто засверкал. Ничего подобного в других южных регионах и на Северном Кавказе не было, поверьте мне на слово».

Игорь Бычков рассказал и об утраченных произведениях. Например, мозаике Эздекова на Торговом центре: «Такое часто бывает. В нашей книге мы поднимаем вопросы, когда мозаики уничтожаются по прихоти временных владельцев объектов. И даже есть специальный раздел, посвящённый утраченным произведениям.

Бывший городской молокозавод, рельефно-мозаичное панно «Изобилие». И здесь Владимир Эздеков продолжает традиции Пикассо, Миро. И это не какое-то копирование, а своя, годами выработанная манера. Стилистическое изображение кисельных рек, молочных берегов, сельского пейзажа, женщины с сосудами, продукция молочного завода – всё это слито в какой-то модернистский объект, где-то даже коллаж. Мозаику также подвергли критике.

Тем не менее в Кабардино-Балкарии было утверждено достаточно много объектов. И слава богу, потому что Нальчик является эпицентром современной монументальной живописи с совершенно уникальными примерами, которым может позавидовать остальной Юг России.

Жилые многоэтажки, мозаичное панно «Нарты». Самое грандиозное произведение Эздекова на въезде в Тырныауз. Они, подобно свитку, разворачиваются с огромной высоты, преобразуя окружающий ландшафт. Гуманизируют сухую, даже лапидарную постройку, тяготеющую к индустриальной архитектуре, просто украшают её. В каком-то смысле «Нарты» – финальный аккорд монументальной деятельности Владимира Эздекова. Художник проводит в этой композиции параллели между былинными кавказскими богатырями и советскими тружениками – шахтёрами».

Сам Владимир Эздеков не раз повторил, что говорить он не любит, его дело – творить. И всё же выступил: «Обычно проводят параллель: родитель – ребёнок, художник – картина. Действительно, родитель хочет создать красивого, умного ребёнка. Много любви, труда вложено в него, оттого переживания, как будут относиться к нему люди, какова будет его судьба. Сегодня я испытываю радость, которую испытывает родитель, когда его сына хвалят люди.

Очень жалею человека, который, прожив жизнь, ни разу не видел, как восходит солнце. Вот остановиться и посмотреть – луна, облака… Нам природа дала самое ценное – уметь видеть красоту. Это доступно любому… Но не всем».

Алёна Мякинина