В КБГУ может быть запущен проектно-образовательный конвейер разработки инновационных лекарств. Об этом заявил доктор химических наук, профессор МФТИ и РУДН, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии РАН, руководитель направления разработки инновационных лекарств ООО «НИИ ХимРар» Константин Балакин по итогам онлайн-лекции в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова.
«Константин Валерьевич – известный учёный в области конструирования инновационных лекарственных соединений-аналогов, и мы планируем вместе с ним развить в нашем университете это научное направление», – отметила проректор по НИР КБГУ профессор Светлана Хаширова, представляя спикера слушателям из числа преподавателей и студентов химико-биологических направлений.
Профессор сделал акцент на необходимости разработки собственных лекарственных средств, опирающейся на имеющуюся научную и кадровую инфраструктуру, и рассказал о концепции, методологии, практических вопросах организации проектно-образовательного конвейера на базе университета.
«В настоящее время существует ряд серьёзных угроз для отечественной фармацевтической отрасли и здравоохранения в целом, а именно: преобладание на отечественном фармрынке дженериковой модели, которая в стратегической перспективе ведёт к деградации отрасли; зависимость национального фармрынка от зарубежных поставщиков, преимущественно из недружественных России стран, причём в первую очередь – в наиболее высокомаржинальном сегменте инновационных лекарств», – подчеркнул К. Балакин.
Учёный отметил, что с начала 2022 года ведущие зарубежные фармкомпании остановили регистрационные клинические исследования своих инновационных лекарственных препаратов в России, что фактически означает невозможность официальных поставок этих препаратов в нашу страну. Как следствие, это уже сейчас ведёт к дефициту на рынке России инновационных лекарств последних поколений.
У Константина Балакина есть конкретные предложения по решению этих проблем. Прежде всего необходимо в приоритетном порядке уделять внимание практико-ориентированным исследованиям, результатом которых являются конкретные инновационные наукоёмкие продукты и технологии, внедряемые в реальные секторы экономики.
Он также подчеркнул значимость внедрения проектно-образовательных циклов в российских университетах для трансформации научно-исследовательской и образовательной политики на примере цикла по разработке лекарственных средств типа «следующие в классе».
«Проектно-образовательные конвейеры представляют собой инновационный подход в университетском образовании, который позволяет синхронизировать учебный и проектный потоки на базе межвузовской коммуникации. Развиваясь в рамках этой технологии, молодой специалист не только получает целостное понимание процесса разработки нового лекарства, но и создаёт реальный лекарственный кандидат, который будет потенциально востребован здравоохранением и рынком. Примером конкретных действий науки и государства в этих направлениях является массовое внедрение в академических институтах и университетах проектно-образовательных конвейеров по конструированию и разработке лекарственных аналогов», – пояснил учёный.
По его мнению, при условии систематической реализации подобной идеи каждый российский университет, работающий по химико-биологическим направлениям, способен ежегодно генерировать несколько жизнеспособных лекарственных кандидатов, востребованных рынком и здравоохранением. Ещё одним ценным результатом станет приобретение будущими молодыми специалистами интегрального, целостного понимания процесса разработки нового лекарства.
Отметим, что при поддержке ГК «ХимРар» в ряде ведущих российских университетов – МФТИ, университете «Сириус», СамГМУ, МГУ, ИГХТУ и других – уже запущены инициативы подобного рода.
Как сообщила Светлана Хаширова, уже в следующем году в КБГУ будет запущен проектно-образовательный конвейер по разработке инновационных лекарств для долголетия.