В 70-е и 80-е годы звёзды кино и столичных театральных подмостков охотно ездили по городам бескрайнего Союза, выступая вместе с рядовыми артистами провинциальных театров. Выездные концерты для работников нальчикских заводов и районных предприятий украшали своим присутствием топовые (как сейчас говорят) артисты.
– В советские годы это было повсеместной практикой: столичные артисты работали в провинциальных театрах по всему Союзу, ездили на гастроли с местной труппой, – рассказывает заслуженная артистка КБР, актриса Русского драматического театра им. М. Горького Рушания Кулахметова. – Был 1977 год, я только окончила Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова, и Александр Яралов, директор Русской драмы, предложил мне работу. Я получила несколько предложений, но выбрала Нальчик. Кавказ был чем-то неизведанным для меня, мне хотелось посмотреть и пожить там. Думала – ненадолго, но вот я здесь уже 48 лет.
Куда только не возил нас Александр Яралов! Иногда смотрю на нашу молодёжь, и мне их жалко. Они не знают, каким должен быть настоящий театр: с большими гастролями на два месяца, с которыми мы объехали весь СССР. А какие артисты приезжали к нам в Нальчик! На одной сцене с нами выступали самые именитые актёры столичных театров: Золотухин, Леонов, Папанов, Чурсина, Лановой, Караченцов, Вицин, Моргунов. Лановой жил у нас целый месяц, пока играл в спектакле «Тринадцатый председатель». Он был не таким простым, как Леонов, Папанов или Вицин, но производил очень приятное впечатление. Для нас было счастьем стоять с ним на одной сцене. В 2013-м он приезжал в Нальчик на кинофестиваль и приходил в гости к нам в театр. Он помнил всех и даже кто какую роль играл. Это было очень приятно.
С Золотухиным и Леоновым мы ездили на гастроли в Астрахань. С Вициным однажды попали в ДТП – автобус, на котором мы ехали, перевернулся, но с их стороны не было ни единого слова упрёка. Напротив, они старались нас поддержать, успокоить. Вицин в спектаклях всегда играл пьяного, но как мы были удивлены, когда узнали, что он был вообще непьющий! Он занимался йогой и вёл здоровый образ жизни. Вообще никто из них алкоголем не злоупотреблял. Папанов был невероятно внимательным. Относился к нам, молодым актёрам, как к собственным детям. Всегда замечал, если кому-то взгрустнулось или кто-то волнуется перед выступлением. Мы, конечно, волновались – ведь нам предстояло выходить на одну сцену с такими великими артистами! А он по-отечески обнимал и гладил по голове, стараясь ободрить.
Караченцов тогда был ещё не очень известен. Помню, как он не хотел играть отрывок из спектакля, но Леонов его уговорил, и перед выступлением Николай просил нас подстраховать его с текстом: вдруг что-то забудет. Такому профессионалу это, конечно, было не нужно, он отыграл блестяще. В прощальный вечер Николай рассказывал нам о своих творческих планах. Тогда он только получил роль в спектакле «Юнона и Авось», который принёс ему всесоюзную славу. Мне не удалось побывать на этом его спектакле, но в тот вечер он пел для нас. Стоит ли говорить, что мы после этого ещё долго находились под впечатлением.
Это были удивительно простые люди. Мы смущались, старались быть в стороне, ведь это они звезды, на них пришёл зритель, а они, напротив, старались перевести внимание на нас. Бытует стереотип – звёзды должны быть высокомерными, но они научили меня другому: чем человек талантливее, тем скромнее.
Беседовала Таира Мамедова
Фото из госархива Министерства культуры РФ и архива Русского драматического театра им. М. Горького