Нальчик

Маугли для человеческих детёнышей

Театр юного зрителя представил в новом сезоне премьеру «Маугли». Шла на спектакль с тревогой. Ведь одноимённый советский мультфильм однозначно на личном пьедестале анимационных фильмов за всю историю этого вида искусства. Мрачная и жёсткая красота законов природы, ясных представлений о чести и достоинстве любого существа, рождённого на земле, независимо от принадлежности к стае, всё это в форме сумасшедшей графики – безжалостной для глаз, создавшей характеры, равные которым по убедительности сложно сыскать. Добавьте голоса Папанова, Касаткиной, феноменально дикую и живую музыку Губайдуллиной… Понятно, что версии новых интерпретаторов – это всегда риск.

Были и другие хиты по мотивам «Книги джунглей». Диснеевский мульт, больше похожий на мюзикл, где все пляшут, поют и беспрестанно балагурят. И чудесная американская киноверсия последних лет, где теряешь дар речи от сплава живой актёрской игры и возможностей современной анимации.

Весьма сложно абстрагироваться от этих шедевров, когда идёшь на новую версию железобетонной классики. Но достаточно принять очевидное – это театральный спектакль для юных зрителей. И вот когда ты снимаешь вуаль высокомерия и не ждёшь прорывов в эфир катарсиса, тогда тебе открывается обаяние момента.

Режиссёр Регина Кошокова подарила нам свою версию – волшебную сказку, наполненную яркими спецэффектами, поражающими воображение малышей. Это была экзотика, фантасмагория, понятный юмор и правильные триггеры для сострадания, слёз, гнева, воодушевления. Простые истины, которые ещё не успели стать анахронизмами: дружба, поддержка, взаимовыручка, верность.

Каа в версии Регины Кошоковой стал женщиной. Почему бы и нет? В конце концов и Багира у Киплинга был самцом. Но все мы выбираем неистовую хищницу с голосом Людмилы Касаткиной – пьянящим и густым, как дикий мёд.

Поэтому и каблуки питонши Каа не вызывали отторжения. Напротив, смелость тюзовцев заставила улыбнуться.

Берцы на Балу, Акеле, Шер-Хане – тоже любопытный ход. В целом костюмы порадовали. Хорошо, что это не были ростовые куклы или обречённые на провал попытки приблизиться к физиологии животных. Мы увидели эдакий гранж джунглей – тяжёлые ботинки с тракторной подошвой, рваные края плащей, эклектику глэм-рока и чёрного репетиционного трико. И даже девочки из ансамбля «Каллисто» в розовых бальных платьях – то ли духи леса с нежными рожками, то ли языки красного цветка – вполне рифмовались с зеленью сценографии.

Акела в исполнении Хизыра Бозаева – бескомпромиссный вожак, несколько гротескный, вполне в индийском духе Болливуда. О да, полутонам дети предпочитают яркие и ясные образы.

Алим Сибеков, пожалуй, лучший в городе в номинации «Отрицательное обаяние». В роли тигра Шер-Хана актёр в очередной раз продемонстрировал, что зло ему к лицу. Пожалуй, мы имеем дело с феноменом, когда нельзя так здорово играть негодяев – велика вероятность, что зритель начнёт им сочувствовать.

И, конечно, максимально органичен в роли повзрослевшего Маугли был Мухаммат Жашуев. Словно психофизика актёра ждала именно этого воплощения. Крепкий, жилистый, гибкий, лёгкий, он чудесно справился с ролью.

Для постановки были выбраны сюжеты появления мальчика в волчьей стае, конфликт с Шер-Ханом, похищение Маугли бандар-логами, фрагмент с красным цветком, промахом Акелы. Но в финале нас ждал не киплинговский сюжет. Через века мальчик, воспитанный волками, попадает в XXI век. И теряется среди детей и подростков с телефонами, которые, зомбированные светом чудесной панельки, не смотрят в глаза друг другу, а со странным существом в шкурах делают селфи. А после Маугли обращается к зрителям, пытаясь напомнить о том, чему его самого научили животные, – честности, справедливости, дружбе, безусловной любви. Была ли эта телеграмма в зал бессмысленной или, напротив, очень важной и необходимой, станет известно спустя годы, когда кто-то придёт на помощь кому-то, пусть даже не из своей стаи, вспомнив слова: «Мы с тобой одной крови, ты и я».

Директор ТЮЗа Алим Мамсиров поделился некоторыми деталями бэкграунда постановки: «Мы пригласили Регину Кошокову как человека со свежими идеями. Нам очень хотелось поставить что-то, чего либо давно не было, либо никогда не было на сценах Кабардино-Балкарии, ориентированных на детей. Я видел её режиссёрские работы, мне нравится её режиссёрский взгляд. Но главное, что зацепило в её идеях, – это привлечение детей в качестве актёров. Хочу, чтобы наш Театр юного зрителя воспринимался не только как театр для детей, но и театр с детьми. Для того чтобы мы могли донести до каждой семьи в нашем городе, в нашей республике, что воспитание культурных, актёрских навыков в качестве перспективы может иметь в том числе и трудоустройство в Театре юного зрителя Нальчика».

Нельзя недооценивать юного зрителя

После премьеры мы поговорили с режиссёром Региной Кошоковой.

– Не боялись браться за этот материал после великих версий?

– Да, я понимала, что «Маугли» уже вшит в ДНК наших людей. Взрослые выросли на советском мультике. Но нам хотелось заинтересовать не только детей. Спектакль должен стать семейным – мамы, папы, бабушки, дедушки, которые приведут своих детей, тоже получат удовольствие, окунутся в своё детство.

– Текст Киплинга – это практически кодекс чести. Как думаете, этот свод актуален сейчас?

– «Книга джунглей» – о добре и зле, о чести, о том, что надо быть преданным своей стае. Каждый увидит свой подтекст – семья, родина – и возьмёт то, что посчитает нужным взять. Но преданность своей стае в спектакле стала во главу угла. Например, молодые волки слушают Шер-Хана и готовы предать своих же. Это очень многослойный текст. И каждый – и ребёнок, и взрослый – найдёт здесь свою мораль и правду.

– Несомненным украшением спектакля стало участие детей. Это и малыш Маугли, и массовка – волчата, бандар-логи.

– Я руковожу детской театральной студией «Бродвей». И задействовала ребят для участия в спектакле. Они прекрасно справились. Впервые дети в ТЮЗе не только зрители, но и артисты.

Мне легко работается с ребятами, легче, чем со взрослыми артистами. Дети – чистые, наивные и очень чётко идут по режиссёрским задачам.

Что касается маленького Маугли, то всё, что он делал на сцене, – шло от чистого детского сердца. Он органично существовал в своей роли. Тот случай, когда нужно давать свободу. И роль способствует этому: он выходит, растерянный, изучает джунгли, скалу…. Вот где нужна органика и детская непосредственность.

– Вместо старого мудрого питона Каа мы увидели на сцене прекрасную питоншу, гипнотизирующую своими движениями и голосом, пропущенным через обработку.

– Я изначально видела питона женщиной. Это богиня джунглей – мудрая, сильная, вызывающая страх и почтение. Каа изящно, тонко, на шпильках – решает самые серьёзные вопросы. Да, обувь – это часть характера, имиджа героев.

– Костюмы персонажей – ваша идея?

– Да, это всё моя фантазия, моё видение. Но наш костюмер помогла мне воплотить самые смелые мои идеи. В стилистике мне хотелось слияния с современностью с одной стороны, и с другой – костюмы должны подчеркнуть характер персонажей.

Со сценографом Рузаной Дацирхоевой мы понимали друг друга с полуслова. Она создала идею сценографии, графический дизайнер Юлия Плющева воплотила в электронный вариант, и дальше мы перенесли это на задник, кулисы, сцену. Думаю, нам удалось создать необходимую атмосферу.

– Весьма неожиданно и смело было телепортировать Маугли в наши дни.

– Да, мне захотелось забросить Маугли в реалии XXI века – с телефонами, интернетом. Он видит, что люди могут быть воинственно настроены друг против друга, могут морально уничтожать себе подобного. Как говорил Экзюпери, «прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому». Пусть простят меня наши юные зрители, но концовка была посвящена именно взрослым – родителям, которые приведут своих детей на спектакль, уберут свои гаджеты и проведут час с семьёй. Хотя думаю, что и дети всё поняли. Нельзя недооценивать юного зрителя. Сейчас дети зависимы от гаджетов. И для них тоже будет уроком, что порой телефоны могут испортить человеческие отношения. Мы видим мало детей на игровых площадках. Они переписываются, отправляют видео друг другу, но не общаются вживую. Думаю, юный зритель понял этот посыл.

В спектакле заняты: Маугли – Тамерлан Архестов/Мухаммат Жашуев, Акела – Хизыр Бозаев, Ракша – Юлия Василенко, Балу – Азнор Аттаев, Багира – Саида Ганбарова, Каа – Виктория Магомедова, Шер-Хан – Алим Сибеков, Табаки – Амина Шериева, Волчица/бандар-лог – Лолита Шогенова, голос коршуна – Сергей Аренгольд, театральная студия «Каллисто», театральная студия «Бродвей».

Алёна Мякинина