Нальчик

Джэгу истинных поклонников адыгских танцев

26 июля в Нальчике, на площади Абхазии состоялся «Джэгу всех адыгов». Поучаствовать в красивом старинном адыгском обычае «Хэгъэгу джэгушхуэ» собрались не только жители нашей республики, но и любители, и знатоки адыгских танцев из Черкесска, Ставрополя, Майкопа, Ростова-на-Дону, Армавира, Моздока, Москвы, Санкт-Петербурга, а также представители адыгской диаспоры из США, Абхазии, Турции и Иордании.


Вечер, организованный молодежным хасэ «Адыгэ хэку», начался с концерта группы адыго-абхазской этнической музыки «Бзабзэ».
В 19 часов, когда уже спала жара, начался джэгу. В круг вышли несколько пар, которые исполнили красивый коллективный танец.
Парни выстроились слева, девушки – справа. В центр круга вышли хьэтеякlуэ, и начались танцы. Как можно было предположить, первым был исполнен къабэрдей къафэ. Вообще слово къафэ с кабардинского переводится как танец, однако история его происхождения, как пишут в своих исследованиях ученые, имеет географические корни и на языке черкесов близко по звучанию к слову «Кавказ». Поэтому «Кафа» – географический этноним. Постепенно значение этнонима закрепилось, как название, и если кто-нибудь спрашивал, какой танец танцуют, отвечали: «кафа».
Лучшими танцорами у адыгов считались войны. Красиво, с достоинством, с чувством, показывая в танце себя, – именно так танцевал настоящий адыгский воин. «Хорошего воина от плохого отличает то, как он танцует», – говорили адыги.
Адыгский народ на протяжении тысячелетий создавал самобытную хореографию, отражающую различные стороны своего мировоззрения. Адыги искали и находили особые формы, приёмы эмоционального выражения своих чувств в искусстве танца. Стремительный характер движений в танце придает зажигательность, своего рода азарт, когда танцоры, как бы соревнуются между собой в физической выносливости.
Об отваге и мужестве, необходимых в состязаниях в ловкости и находчивости участников танцевальных турниров, свидетельствуют строки древних нартских сказаний.
«В гнев приходит Сосруко, в землю меч он вонзает./ По его рукаяти на носках пробегает./ В гнев пришёл Бадыноко./ Меч прославленный в землю рукоятью вонзает/ И по лезвию гордо на носках пробегает».
Одновременно с зажигательностью танцам адыгов присуща величавая сдержанность и плавность движений.
Адыги с помощью танца выражали характер мужчины и женщины, как и характер их взаимоотношений и чувств. Наиболее ярко это можно наблюдать в парных танцах. Так, главными мужскими качествами считались благородство и сдержанность. Через танец проходило знакомство и общение, поэтому, можно сказать, у каждого танца была определенная задача. На танцах молодые люди могли познакомиться, понравиться друг другу или нет. В танце парень и девушка то приближаются друг к другу, то отдаляются и могут рассмотреть, поближе узнать друг друга.
Танец исламей – один из самых красивых и романтичных танцев черкесов. В нем пара проявляет большое доверие друг к другу и слаженно передвигается по кругу. Ощущение, подобное чувству любви, которое и отражает танец.
Существует легенда происхождения танца исламей. В один погожий день молодой пастух по имени Ислам обратил внимание на орла и орлицу, круживших в голубом небе. Они парили по кругу, как бы любуясь друг другом издалека, а затем слетались вместе, как бы желая высказать что-то сокровенное. Их полет напомнил молодому юноше о затаенных чувствах в сердце и взволновал его. Он вспомнил свою любимую, и ему захотелось также полюбоваться ею, высказать ей всё, что накопилось у него за время разлуки.
Но это не скоро удалось ему, да и не так просто было у адыгов повстречаться со своей избранницей. Однако на одном из свадебных торжеств ему повезло: его пригласили на танец с той самой девушкой. Здесь он, подражая манере орлов, применил новый танцевальный рисунок – движение по кругу. Девушка поняла его замысел, и молодые люди в своем танце сумели высказать друг другу все свои чувства. С тех пор и зародился этот танец, который получил название «Ислъамей – принадлежащий Исламу».
Собравшиеся на джэгу исполнили танцы убыхов, моздокских кабардинцев и, конечно же, завершился вечер танцем удж. Он из самых первых танцев адыгов, который сохранился и по сей день и напоминает хоровод. Удж танцуют, взявшись под руки, и передвигаются по кругу в определенном ритме. Этим танцем обычно заканчивалось каждое торжество и, возможно, посредством него подчеркивалось единство собравшихся гостей. Удж – единственный танец, в котором юноша мог прикоснуться к девушке, взяв ее за руку.
По окончании танцев главный распорядитель танцев Тимур Нахушев пригласил в круг участников джэгу, которые лучше всех исполнили свой танец. Таковыми были признаны гости из Адыгеи – Тагир и Диана. Они и удостоились памятных подарков.
Хазиз Хавпачев