Нальчик

В образовании настало время качества

Управление качеством образования в школе – это, прежде всего, постановка целей образования и определения путей их достижения. Это организация образовательного процесса и мотивация его участников на качественный труд. Плюс контроль, как процесс выявления отклонений от целей, и мониторинг, как система отслеживания изменений в развитии. И регулирование, и анализ результатов.

Показателями качества образования в школе можно считать уровень знаний, умений и навыков учащихся, удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом, психологическое состояние учащихся в школе, формирование нравственно-волевых качеств личности.
Главным средством получения достоверной информации о качестве знаний учащихся является государственная итоговая аттестация выпускников, то есть Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и основной государственный экзамен (ОГЭ), которые рассматриваются как один из элементов создающейся общероссийской независимой системы объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.
Результаты государственной итоговой аттестации и их интерпретация предоставляют ряд возможностей как по выявлению качества образования, так и по перспективному планированию и корректировке целевых параметров учебно-воспитательного процесса. Так, с помощью ЕГЭ и ОГЭ можно оценить степень овладения выпускниками средней и основной школы содержанием учебных предметов, а также определить направления по усовершенствованию образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов. ЕГЭ позволяет выделить отдельные уровни в подготовке учащихся (базовый, повышенный и высокий) на основе статистических трудностей тестовых заданий.
Для обеспечения организации и соблюдения технологии проведения государственной итоговой аттестации учащихся Департамент образования г.о. Нальчик провёл поэтапную работу. В её ходе была создана рабочая группа, разработан комплекс мер по подготовке и проведению ГИА, определены муниципальные координаторы, муниципальные операторы ГИА. При проведении экзаменов для лиц с ограниченными возможностями здоровья организованы условия, учитывающие состояние здоровья.
В нынешнем году в сдаче экзаменов приняли участие 1317 выпускников 11-х классов, в т.ч. 1312 – в форме ЕГЭ, 5 – в форме ГВЭ и 2235 выпускников 9-х классов, из которых 2085 человек сдавали экзамен в форме ОГЭ, 121 – в форме ГВЭ.
Русский язык и математика являются обязательными предметами для получения аттестата о среднем общем образовании. А среди наиболее популярных предметов по выбору в 2017 году определились обществознание, история и физика.
Для обеспечения открытости процедур ГИА использовались механизмы общественного контроля, в частности, в форме привлечения общественных наблюдателей. В рамках информационного сопровождения экзаменационной компании 2017 года проведено общегородское родительское собрание.
Подводя общий итог ГИА, следует отметить, что при организации сдачи экзаменов остается проблема использования учащимися мобильной связи, что влечет за собой удаление участников с экзамена и аннулирование результатов экзаменационных работ. В 2017 году трое выпускников 11-х классов были удалены с экзаменов, работы ещё двух учеников аннулированы.
В 2017 году 12 учащихся 11-х классов получили 100 баллов по отдельным предметам. «Стобалльниками» по русскому языку стали семеро: Тимур Джанкишиев, Альбина Пшенокова, Дарина Журтова, Валерий Таов, Мурат Гогуноков, Анна Шагун, Саида Сижажева. Высшую оценку также получили Ахмед Бештоев (химия), Дана Токмакова (информатика), Тембулат Баксанов (химия), Даяна Карданова (обществознание), Мариетта Луева (химия).
Анализируя результаты ЕГЭ по предметам, следует отметить, что ниже прошлогодних оказались показатели по географии, литературе, информатике и иностранным языкам, а по русскому языку, математике базового и профильного уровней, истории, физике, биологии, химии и обществознанию результаты были выше прошлогоднего уровня.
Подводя итоги ОГЭ-2017, следует отметить повышение среднего бала предметов по выбору и уменьшение количества учащихся, получивших неудовлетворительные оценки по обязательным предметам в сравнении с 2016 годом.
По результатам государственной итоговой аттестации в 2017 году федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования освоили 99,5% учащихся 11-х классов (в 2016 году этот показатель равнялся 98,8%), что несомненно, говорит о повышении эффективности системы образования в городском округе Нальчик.

* * *
Наряду с повышением качества образования, одним из приоритетных направлений деятельности системы образования в г.о. Нальчик является работа с одарёнными детьми. В ряду важнейших задач образовательной политики государства стоит выявление и поддержка наиболее одарённых и талантливых детей и молодёжи, создание условий для их развития.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы содержит ряд комплексных вопросов, решение которых требует реализации следующих задач:
– создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
– развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, в том числе за счёт выполнения комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедрённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
– реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;
– создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;
– формирование объективной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
В соответствии с приказами Минобразования России и в целях пропаганды научной деятельности, создания необходимых условий для выявления и развития одарённых детей Департамент образования г.о. Нальчик организовал школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников.
Участие в муниципальном этапе олимпиады приняли 3272 учащихся нальчикских школ. Из них победителями и призёрами стали 517 человек, что составляет 15,8% от общего количества участников. Наиболее массовыми стали олимпиады по физической культуре (295 человек), обществознанию (288 человек), географии (246 человек), биологии (244 человека), истории (229 человек), русскому языку (229 человек), математике (209 человек), английскому языку (205 человек). Количество победителей и призёров по большинству предметов остается на уровне прошлого года.
На региональном (республиканском) этапе предметной олимпиады в январе-феврале 2017 года Нальчик представили 200 учащихся. По его итогам 15 школьников стали победителями, 41 – призерами.
На заключительном (федеральном) этапе олимпиады в команду Кабардино-Балкарии входили 8 учащихся из Нальчика, четверо из которых стали победителями и призёрами. Это Валерий Таов (СОШ №5, олимпиада по ОБЖ), Эльдар Бештоев (СОШ №3, немецкий язык), Тамерлан Кануков (гимназия №14, право), Эрик Шен (СОШ №9, обществознание).
В общеобразовательных учреждениях города разработаны программы по работе с одарёнными детьми, действуют объединения интеллектуально-творческой направленности. В результате этой деятельности школьники Нальчика успешно участвуют в многочисленных олимпиадах, конкурсах, проектах, проводимых в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». В эту обширную программу входит множество всероссийских конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций и интеллектуальных игр: «Познание и творчество», «Научный потенциал-ХХI», «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку», «Сигма», «Чтения им. Вернадского», «Шаг в будущее», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Инфознайка», «Золотое руно», «Пегас», «ЧИП». Большой популярностью у городских школьников пользуются муниципальные интеллектуальные конкурсы «Путешествие в страну Биология», «Эврика!», «Математическая регата», конкурсы по информатике «Юный программист», «Информационный турнир», муниципальный этап всероссийского конкурса «Живая классика».
В течение 2016-2017 учебного года учащиеся городского округа приняли участие в 69 муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. Во всех конкурсах, олимпиадах, месячниках, декадах, проведённых в минувшем учебном году в г.о. Нальчик, приняли участие 25966 учащихся.
Большую роль в организации работы по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых и талантливых детей играет система дополнительного образования, которая в нашем городе реализуется на базе 49 образовательных учреждений.
Для выявления и поддержки талантливых и одарённых детей и подростков и их педагогов в различных жанрах художественного творчества в 2016-2017 учебном году был проведен муниципальный этап всероссийского фестиваля «Хоровод традиций-2017» по вокальному исполнительству (конкурс юных вокалистов «Звонкие голоса России»), изобразительному искусству, декоративно-прикладному и техническому творчеству (конкурс «Палитра ремесел»), хореографическому искусству (муниципальный этап конкурса «Душа танца»).
Особо можно отметить многократных победителей республиканского этапа конкурса юных вокалистов «Звонкие голоса России» Анну Валевскую из СШ №6 и Милану Паскарь из гимназии №1 (вокальное искусство).
Победителями республиканского этапа всероссийского конкурса детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!» в различных номинациях стали танцевальный коллектив «Креативчик» (СШ №27) и танцевальный коллектив «Шагди» (СШ №20).
Ученическое самоуправление СШ №6 признано победителем республиканского этапа всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений России, развивающих ученическое самоуправление.
Команда СШ №9 заняла 3-е место в IX Всероссийском робототехническом фестиваля «Робофест-2017».
Диана Абидова из объединения «Родные мелодии» городского центра детско-юношеского творчества стала победительницей II Международного конкурса дарований и талантов в номинации «Народные инструменты».
Диплома I степени во всероссийском конкурсе хореографических коллективов «Терпсихора России» в г. Ессентуки был удостоен ансамбль «Детство» центра детского творчества «Эрудит».
В целом, на основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одарёнными детьми в городском округе Нальчик ведется достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, педагогическое сопровождение, система внеклассной, спортивной и воспитательной работы дают возможность индивидуального и всестороннего развития личности.
Однако, следует отметить и то, что работа с одарёнными детьми ещё не достигла желаемого уровня. Думается, что ситуация изменится после утверждения профильной муниципальной программы «Одарённые дети». Она находится в стадии доработки и должна стать в числе приоритетных направлений деятельности Департамента образования Местной администрации г.о. Нальчик.
Валентина Сабанчиева, заместитель руководителя Департамента образования Местной администрации г.о. Нальчик