Нальчик

Сетевое взаимодействие – механизм повышения качества образования

Существующие на сегодняшний день проблемы образования можно успешно решать лишь в процессе сотрудничества школы и социальных партнеров. В связи с этим возрастает роль сетевого взаимодействия, которое даёт всем его участникам доступ к методическим, информационным, кадровым и материально-техническим ресурсам всего сообщества.

Главным инициатором внедрения сетевого взаимодействия в городском округе Нальчик была кандидат педагогических наук, директор гимназии №4 Римма Нагоева. Проведя детальный анализ факторов, влияющих на качество образования, опираясь на методические рекомендации и нормативные акты Министерства образования РФ, она установила, что сетевое взаимодействие актуально и в решении проблем профильных классов, связанных с недостатком подготовленных учителей, нехваткой элективных курсов (дополнительных обучающих занятий по выбору), выстраиванием диалога по линии «детсад – школа», «школа – колледж», «школа – вуз», «школа – предприятие».
Материально-техническая база некоторых образовательных учреждений не соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в частности, по организации внеурочной деятельности и дополнительного образования. Мониторинг внеурочной деятельности в 5-х классах выявил, что в 70,9% школ Нальчика отмечают технические сложности при организации работы по сетевому взаимодействию.
С целью повышения качества дошкольного, общего и дополнительного образования в городском округе в минувшем, 2016-2017-м, учебном году было организовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений на горизонтальном уровне. Создание сети школ, реализующих программы по отработке новых технологий обучения и воспитания, является одним из ключевых в федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы.
В этой программе делается акцент на базовые и опорные школы, ресурсные центры, консультационные пункты, являющиеся лидерами муниципального образования в решении приоритетных задач развития образования. На сегодняшний день в Нальчике уже образовано 15 сетевых ячеек по проблемам школьного, дополнительного образования и воспитательной работы, 9 площадок – по проблемам дошкольного образования.
Современному обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, не теряющиеся в нестандартных жизненных условиях личности. Гимназия №1 темой сетевой площадки «Образовательное пространство гимназии – условие успешной социализации и адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети группы риска)» определяет главную её цель, как возможно полная реализация ребёнком самого себя, своих способностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие, невзирая на трудности. Свой потенциал в этой области предлагает и городской Центр детского и юношеского творчества «Взаимодействие образовательных учреждений и социума как эффективное решение проблем социализации детей с ОВЗ».
Когда же идёт речь об особых образовательных потребностях, в качестве примера создания условий для развития одарённых детей можно привести опыт центра детского творчества «Эрудит». Его проект «Интеграция общего и дополнительного образования как механизм формирования творческой личности» учитывает базовые принципы организации дополнительного образования детей: вариативности, свободы выбора, гибкости и мобильности программ.
Деятельность сетевых площадок «Развитие инженерно-технического образования» (лицей №2), «Формирование и развитие ключевых компетенций в условиях профильного инженерно- художественного образования» (гимназия №29) – это обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием в целях более эффективной подготовки выпускников к освоению программы высшего профессионального образования, т.е. пример вертикальной интеграции, сотрудничество с вузами. Являясь площадкой для отборочного этапа Южно-Российской межрегиональной олимпиады школьников «Архитектура и искусство», одной из базовых школ Академии архитектуры и искусства Южного федерального университета, гимназия №29 заинтересовала опытом своей работы не только сетевых партнёров, но и открывшийся Институт архитектуры и дизайна КБГУ.
Сетевые площадки «Развитие межкультурной компетенции в процессе изучения иностранных языков» (школа №3), «Разработка и апробация модели социально-эффективной школы в условиях поликультурного образования» (школа №21) готовят учащихся к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, способствуют взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур. При этом иностранный язык рассматривается не только как средство общения, но и как инструмент познания мировой культуры. В итоге ученики получают представление о многообразии и самоценности духовного наследия стран и народов, способны участвовать в диалоге культур.
Получение объективной информации о состоянии личностных достижений учащихся, факторах, влияющих на их уровень, – вот некоторые вопросы, которые ставили перед собой сетевые площадки «Система оценки личностных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС ООО» (гимназия №14), «Внутришкольная система оценки качества образования» (гимназия №4), «Организация неформальных процедур оценки качества образования» (школа №9). Суждения по этим вопросам должны совершенствоваться по мере накопления практического опыта, так как изменения в используемых технологиях неизбежны, как показывает работа сетевой площадки «Внедрение ФГОС ООО» (СОШ №5). В совокупности способов организации учебно-познавательного процесса, создании новой образовательной среды важна «Внеурочная деятельность как условие реализации ФГОС ООО» (школа №11).
Интересно использование ресурса внеурочной деятельности в гимназии №4 «Внедрение эффективного учебного плана и 5-дневной учебной недели», где шестой день отводится внеурочной деятельности. Занятия в кружках и секциях по субботам – организационное решение, которое обеспечивает максимальный учёт пожеланий обучающихся и их родителей; использование различных форм организации и ведения занятий, использование сетевых ресурсов учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, а также учреждений среднего и высшего профессионального образования. Такое организационное решение также обеспечивает реализацию в работе с одаренными и талантливыми учащимися индивидуальных учебных планов (индивидуальных траекторий развития), в т.ч. с помощью дистанционного образования, сетевых учебных программ обучения.
При реализации дорожной карты сетевой площадки «Организация взаимодействия школы и социума для воспитания духовно-нравственной, социально-активной личности» (школа №25) был использован опыт образовательного учреждения, полученный им в качестве пилотной школы республики по реализации программы Российского движения школьников. Эта работа стала не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, где результат – становление гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности личности.
В течение 2016-2017 учебного года сетевыми ячейками реализовано 93,7% запланированных методических мероприятий, разнообразных по форме и адресованных различным категориям работников: руководящим кадрам, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.
По итогам реализации дорожных карт сетевых площадок в истекшем учебном году определён их положительный эффект: возможность изучения достижений других образовательных учреждений, накопление и трансляция опыта, преодоление закрытости образовательного учреждения, партнёрское сотрудничество, формирование сетевых профессиональных команд педагогов, руководителей.
Одной из эффективных форм работы является сетевое горизонтальное взаимодействие работников дошкольных учреждений. Тематика определена с учётом запросов самих педагогов. Их деятельность направлена на решение проблем, наиболее часто встречающихся в работе и актуальных в современных условиях. В 2016-2017 учебном году в Нальчике действовало 9 сетевых площадок по проблемам дошкольного образования. Их задачей было распространение положительного управленческого и педагогического опыта по актуальным направлениям развития образования, улучшения методической работы как Департамента образования, так и образовательных учреждений городского округа.
Во всех площадках сформирована необходимая нормативно-правовая база: приказы о сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями, утверждены дорожные карты реализации проектов, локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность сетевых педагогических и методических советов, школьных методических объединений учителей, порядок организации сетевых семинаров, мастер-классов и т.д., заключены договоры между партнерами, вошедшими в состав сетевых ячеек.
По материалам публичных отчетов и проблемно-ориентированных анализов эксперты из числа специалистов Департамента образования, работников КБГУ, городского родительского совета, горкома профсоюза работников народного образования составили заключения по каждой сетевой площадке.
Их работа оценивалась (максимальная оценка 28 баллов) по трём критериям: востребованность проекта для муниципальной системы образования; содержательная, организационная и техническая проработанность проекта; наличие предпосылок для осуществления проекта. Лучший результат получился у прогимназии №41 – 27 баллов.
Экспертиза также выявила, что деятельность муниципальных сетевых площадок имеет теоретическую, практическую и социальную значимость и в целом получает в настоящее время профессиональную и общественную поддержку.
Эдуард Бароков, и.о. руководителя Департамента образования Местной администрации г.о. Нальчик