Нальчик

Сила и будущее России – в патриотизме

«Любовь к родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации,
развития и культуры»
(А. Н. Толстой)

Важнейшей частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на их основе возникают любовь к Родине и чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества. Другими словами, истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
В образовательных учреждениях городского округа Нальчик внимание педагогов акцентируется на воспитании чувства гордости за свою Родину, осознании учащимися своей этнической и национальной принадлежности, выработке гуманистических и демократических ценностных ориентаций обучающихся. Воспитание рассматривается как важный общегосударственный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик в 2016-2017 учебном году в подведомственных образовательных учреждениях провёл 48 значимых мероприятий гражданско-патриотического направления, в которых приняли участие 27,9 тыс. детей и подростков, 1100 педагогов, 15 тыс. родителей.
По инициативе Союза городов воинской славы Российской Федерации, в целях воспитания подрастающего поколения на героической истории в октябре 2016 года был проведен единый урок, посвященный городу воинской славы Нальчику, и конкурс школьных сочинений «Воинская слава». Победителями конкурса стали Милана Балова (гимназия №13), Анастасия Борисенко (СОШ №6), Марита Жилова и Андрей Шумейко (гимназия №1). В рамках декады «Память сердца» к Дню героев Отечества учащиеся СОШ №5 запустили гелиевые шары цветов георгиевской ленты у памятника нальчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Реализуя идею добровольчества, школа становится очагом гражданственности и гуманизма, который приобщает учащихся к социально-историческому образу граждан, заботящихся друг о друге. Примером может служить патриотическое движение «Никто не забыт, ничто не забыто!», которое ставит своей целью благоустройство памятников и братских могил, обеспечение постоянного ухода за ними. Гражданственность и патриотизм в учащихся также воспитывает их участие в благотворительной акции «Ветеран живет рядом», когда школьники, заботясь о конкретных ветеранах войны, в бытовых вопросах выполняют функции социальных работников.
Учащиеся городского округа пополняют свои знания о подвигах нальчан в годы Великой Отечественной войны, начинают осознавать свою сопричастность к истории народов России в рамках автопробега по местам боевой и трудовой славы «В судьбе России – моя судьба».
Чести несения вахты памяти у мемориала «Вечный огонь славы» в минувшем учебном году были удостоены победители и призёры военно-спортивной игры «Победа» и спартакиады молодежи допризывного возраста среди учащихся общеобразовательных учреждений г.о. Нальчик №№ 2, 9, 13, 14, 19, 20 и 29. Победители городской спартакиады допризывной молодёжи команды юнармейцев ОУ №№ 9,13 стали призёрами республиканской спартакиады (Гимназия №13 — 2-е место, СОШ №9 – 3-е место).
Растущие ряды педагогов, учащихся и их родителей, принимающих участие в праздничном шествии «Я помню! Я горжусь!» в рамках Всероссийской общественной акции «Бессмертный полк», – яркая иллюстрация приобщения детей и молодежи к ратному подвигу дедов и прадедов, многие их которых отдали свою жизнь, защищая наше Отечество.
В ежегодном городском фестивале-конкурсе патриотической, фронтовой и армейской песни «Споемте, друзья!» 38 школьных команд Нальчика представили яркие музыкальные постановки, посвященные городам-героям России. Победителями конкурса стали команды лицея №2 и СОШ №25.
Современные школьные музеи – одна из составляющих процесса модернизации отечественного образования, компонент социокультурной инфраструктуры. В семи общеобразовательных учреждениях городского округа функционируют школьные музеи, в одиннадцати – залы боевой славы. Музеи являются хранителями лучших традиций школьной жизни. Их экспонаты активно используются на занятиях по истории, родному языку, на факультативах, классных часах, уроках мужества, так как музеи располагают как этнографическими артефактами, отражающими культуру народов КБР, так и материалами, переданными ветеранами Великой Отечественной войны.
Инициатива старшеклассников – проводить экскурсии для младших ребят в рамках реализации своих социальных проектов – способствует развитию личностных качеств детей путём их участия в поиске актуальной информации, её подготовке, хранении. Полученные таким образом опыт и навыки работы с информацией дают ребятам возможность успешно проводить презентацию деятельности музея перед гостями. В конкурсе на лучшую организацию работы школьных музеев и залов боевой славы в патриотическом воспитании учащихся, посвященном 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, победителями городского этапа в различных номинациях стали образовательные учреждения №№ 7, 10, 11, 24, 27 и 30, а на республиканском этапе – музей «Память» СОШ №11.
Создание единого поля общения и взаимодействия представителей детских и юношеских общественных объединений, школьных ученических самоуправлений, Российского движения школьников, Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» – значимый компонент образовательного пространства. Соуправление следует рассматривать как фактор социального становления человека. Это стимулирует его социальную активность, учит работать в команде, воспитывает ответственность за общий результат, увеличивает адаптивные возможности на будущем рынке труда. В этом плане показателен опыт сетевой площадки «Медиацентр как современное средство социализации школьников» СОШ №32, предваряющий проект Министерства образования и науки Российской Федерации «ТАСС детям». Деятельность площадки в условиях, когда медиа, включая и общение в Интернете, и просмотр телепередач, и ознакомление с лживыми «трудами» псевдоучёных в средствах массовой информации, – стала одной из основных факторов социализации молодого поколения. Инновационная площадка способствовала конструктивному самоопределению подростков, привлечению их к социально значимым инициативам и положительной социальной активности в рамках создания телевизионных проектов, радиопередач.
Заслуживает внимания педагогической общественности и родительского сообщества и просветительский проект «Правовая грамотность» центра детского творчества «Эрудит». В рамках этого проекта представители органов государственной и муниципальной власти, бизнеса, общественных организаций знакомили обучающихся центра с современными основами и приоритетными направлениями деятельности в соответствующих сферах социально-экономической и общественно-политической жизни республики. По признанию самих обучающихся такие встречи способствовали осознанию ими своих возможностей влияния на общественные процессы, участия в работе институтов гражданского общества, волонтёрской и публичной деятельности.
Практика участия детей и молодёжи в принятии общественно значимых решений повышает их социальную активность, прививает им навыки принятия решений, затрагивающих интересы граждан на местном уровне, знакомит их с деятельностью органов местного самоуправления. Шестой год функционирует Ассоциация детских и юношеских организаций г.о. Нальчик на базе городского Центра детского и юношеского творчества, которая является членом Союза детских организаций Кабардино-Балкарской Республики. Команды гимназии №4 и средней школы №6 стали победителями муниципального этапа Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, развивающих ученическое самоуправление, а ученица школы №6 Марьяна Масаева, победительница городского этапа республиканского конкурса «Лидер ученического самоуправления», стала призёром на республиканском этапе этого конкурса.
Департамент образования городского округа Нальчик в своей работе по формированию у обучающихся патриотизма и культуры межнациональных отношений поддерживает активность детей, стремится придать воспитанию деятельностный характер, организовать совместную деятельность детей и других заинтересованных субъектов. И при этом опирается на ресурсы сообщества: различные государственные структуры, общественные организации.
Светлана Тхагапсоева, начальник отдела дополнительного образования, воспитания и социализации Департамента образования г.о. Нальчик