Нальчик

Облик города меняет Пашт-Хан

На главной аллее Атажукинского сада ведутся работы по установке скульптуры «Звездный камень».

У этого произведения и самой высокой в мире фарфоровой вазы «АРУРА», которая хранится в Лойхтенбурге (Тюрингия, Германия), один автор – народный художник КБР Алим Пашт-Хан.
– Алим, официального открытия еще не было, но горожане «подглядывают» и уже активно обсуждают скульптуру. Так, в числе закрепившихся за ним определений – «метеорит», «камень Сосруко» и так далее. Какой реакции от нальчан вы сами изначально ожидали?
– Люди стараются все новое поместить в уже готовую ячейку, в давно существующие в их сознании представления. Если оно в ячейку не помещается, то начинается реакция: идут самые разные разговоры, разные оценки. «Звездный камень» для города – новый объект. И все разговоры вокруг него, одобрительные и неодобрительные, – это нормальный процесс.
Когда в нашей республике идет речь о скульптуре в пространстве города, многие сразу представляют памятники классического образца – памятник поэту, политическому деятелю или же историческому событию. Более широкого представления о скульптуре как виде искусства у многих просто нет. В их понимании, если что-то на площади, в парке, сквере ставится, то обязательно памятник. Хотелось бы, чтобы в городе, где я родился, появились произведения искусства, посмотрев на которые, приехавший к нам из любого культурно развитого города удивился: «Да, это действительно необычно, интересно».
«Звездный камень» и вправду отсылает к самым разным сюжетам. В частности, к тому же Сосруко – сыну камня. Похож он и на лавовые камни под Эльбрусом, и на метеорит, есть и ассоциации с философским камнем. Интерпретаций может быть довольно много. Но изначально, по задумке – это скульптура, отражающая крепость, многогранность и богатство обычаев и традиций наших народов. Именно в объединении, а не разъединении этих множеств и кроется сила и долговечность. В конечном итоге все мы, такие разные люди, ходим под одним небом, под одними и теми же звездами. И в таком космическом масштабе стираются разъединяющие нас границы. Мы все – дети одной планеты.
Небольшой текст в форме четверостишия будет определять «Звездный камень» и как «камень счастья». К нему можно подойти, притронуться, иметь напрямую контакт с самой скульптурой, чтобы энергия и мощь этого камня передавалась через прикосновение.
Я надеюсь, что, когда все работы, которые включают и благоустройство территории вокруг скульптуры, будут завершены, многие увидят красоту, поймут и посчитают ее украшением парка, города и республики в целом. Объект «играет» на разных уровнях. Многое зависит от смотрящего на него человека. Для кого-то это будет камень счастья, для кого-то – красивый «звездный» камень, кто-то еще дальше посмотрит и откроет смысловые слои философского камня. К тому же, определенную смысловую нагрузку дает место, где он расположен, – главная аллея Атажукинского сада. Если смотреть со стороны входа в парк, то за «Звездным камнем» видны гребни Кавказского хребта и Безенгийского ущелья.
– Безенгийского ущелья, откуда и был доставлен этот гранит…
– Для поиска материала я много ездил по горам и ущельям Кабардино-Балкарии. Искал в Приэльбрусье, в Верхней Балкарии, нашел в Безенгийском ущелье. Оттуда два дня везли к месту работы. Изначально он весил 47 тонн, а после обработки – 40. Обработка проводилась вручную, шлифовался, полировался. В нем есть еще бронзовые вставки, диаметр которых варьируется от 5 до 20 см. Они отлиты в Германии, в литейном заводе в Лауххаммере, известном своими бронзовыми колоколами. Каждая из бронзовых вставок является отражением звёздного неба, символизируя солнце и звёзды, нашу природу, семью, народное творчество и быт. В целом, очень трудоемкая работа.
– Известно, что это лишь первая часть работы-трилогии. Когда в городе появятся другие скульптуры?
– Над этой первой скульптурой работа шла в течение года. Думаю, и каждая из последующих потребует не меньше времени.
– Проект изначально обсуждался Главой КБР Юрием Коковым, у вас была официальная встреча в прошлом году. Эскиз обсуждался на Градостроительном совете и в целом был одобрен архитектурным сообществом. Большая поддержка оказывается администрацией Нальчика. Изначально ставились какие-то рамки, задавалось направление? Как художник насколько вы были свободны?
– Мне была предоставлена полная свобода. Единственно заданный параметр: создать произведение, достойное нашего времени и нашей республики. Поддержка действительно хорошая, иначе было бы сложно реализовать данный проект. Выражаю искреннюю благодарность всем, кто оказывал мне помощь в реализации данного проекта.
Беседовала Марьяна Кочесокова