Нальчик

Внимание, дорога, ночь…

Вот и прошло тёплое время года. Ушли до следующего лета жаркие солнечные лучи, впереди – «золотая» осень и последующая за ней зима. Уже рано темнеет, и все чаще всё вокруг будет укутываться туманом… Вот тут-то и надо быть осторожным.

На днях стал свидетелем ситуации, когда пешехода от наезда машины спас крик женщины. Молодая девушка, переходя дорогу, несколько раз возвращалась и прощалась со своей подругой, а молодой парень, сидевший за рулем автомобиля, был увлечён телефоном и медленно заехал на пешеходный переход. Не миновать бы беды, если бы окрик случайной прохожей не вернул бы всех к действительности.
Риск попасть в аварию ночью, в темное время суток, приблизительно в два раза выше, чем днём. Когда к фактору ночи добавляется ещё и туман, то риск возрастает в разы. Но если за рулем сидит водитель, соблюдающий несколько заповедей для ночной езды, то риск попасть в ДТП снижается до минимума.
Если автомобиль не имеет автоматической регулировки фар или «умной» подвески, следящей за положением кузова над дорогой, перед ночной поездкой необходимо отрегулировать свет. При одном пассажире на заднем диване, следует регулятор гидрокорректора на цифру «1». Если там устроились два человека – на цифру «2». При загруженном багажнике выставляется «3». Нельзя слепить водителей попутных автомобилей через зеркала. Нужно выключать дальний свет, когда «садитесь на хвост» какой-нибудь машине. Вежливые водители в таких случаях вообще ставят регулятор на «3».
Раз в месяц следует мыть до хрустальной чистоты с обеих сторон ветровое стекло. Масляные разводы и легкий налёт грязи, абсолютно невидимые днём, ночью преломляют свет встречных машин в слепящие «туманности». Дело порой доходит до полной потери видимости.
Ближний свет нужно включать ещё до наступления ночи. Опасен для себя и других тот, кто едет по сумеркам на неосвещённой машине. Нет смысла «экономить» в ней (это же не квартира). К тому же, в Правилах дорожного движения чётко прописано, что и днём надо ездить с включенными фарами ближнего света. Штрафа за нарушение этого пункта ПДД никто не отменял.
На узкой дороге переход обеих встречных машин на ближний свет не позволит их водителям избежать короткого ослепления. Долю мгновения они вынуждены ехать вслепую. Поэтому перед разъездом надо перенести ногу с педали акселератора на тормоз. При внезапной опасности эта мера уменьшит время реакции на торможение.
В случае, если по тёмной дороге приближается одна фара (это может быть что угодно: нормальный мотоциклист, ненормальный автомобилист и т.д.) нужно заранее приготовиться к наихудшему варианту, т.е. считать, что это – ненормальный пьяный автомобилист. И одну-единственную фару всегда следует считать ПРАВОЙ фарой встречного транспортного средства и быть готовым свернуть на обочину.
Разминаясь с «крутыми» лихачами, кто оставляет дальний свет при разъезде со встречным, лучше смотрите чуть вбок, на обочину. Так можно избежать полного ослепления даже от дальнего света.
Подъезжая к подъему, надо помнить, что, если сверху пригорка или холма появится встречный автомобиль, он неминуемо ослепит вас даже ближним светом (правильно отрегулированные фары светят чуть вниз). Надо быть готовым к этому. Не лишне и самому учитывать этот фактор, когда спускаешься с пригорка.
При езде ночью по незнакомой дороге каждый поворот следует воспринимать как опасный. Ночь сокращает угол зрения и точность восприятия. Вираж может оказаться круче, с худшим покрытием, валяющейся на середине дороги старой покрышкой… Словом, скорость должна быть такой, чтобы потом не хвататься за голову с причитанием: «И зачем я так гнал?»
Остерегаться нужно и ночных грузовиков. Их истинные размеры не всегда совпадают с обозначенными габаритными огнями. Грузовик на пару метров может «выходить» за габариты, а в его кузове может оказаться какая-нибудь торчащая наружу тяжелая металлоконструкция, которая сработает не хуже наёмного убийцы.
Ночь – чуждая для человека среда. Особенно это касается зрения. В дальней поездке можно держать под языком тонкий ломтик лимона, чтобы повысить остроту ночного зрения. Такой приём использовали летчики во Второй мировой войне при длительных ночных перелётах.
И последнее, с чего и начиналась эта статья. Это – обращение и к тем, кто за рулём, и к пешеходам, переходящим дорогу. Ну, оторвитесь вы от своих телефонов, пока являетесь участниками дорожного движения.
Хазиз Хавпачев