Информационным поводом для встречи с заместителем директора Нальчикского колледжа легкой промышленности Ириной Сокуровой стал творческий конкурс, проведенный этим учебным заведением. Но только этим событием общение не ограничилось. Более того, разговор почти сразу вышел за пределы заявленной темы.
– В последние годы тема подготовки кадров по рабочим профессиям стала весьма актуальной. А вы кого готовите в своём колледже? Сколько учащихся, какие профессии осваивают?
– В настоящее время у нас учатся 505 человек. Выпуск этого года – 209 человек. Всего у нас семь направлений. Парикмахеры (на базе 11 классов) учатся всего 10 месяцев и получают рабочую профессию. Есть парикмахерское искусство – это усложненный курс (3 года). На выходе не просто парикмахер, а технолог и модельер. Это и визажное искусство, и работа с лицом, и грим, и анатомия головы…
Готовят у нас ребят на ювелира и на базе 9, и на базе 11 классов.
После обучения по специальности «прикладная эстетика» (срок обучения 3 года) мы выпускаем не врачей-косметологов с медицинским образованием, а специалистов по аппаратной косметологии – проведение депиляций, работа с лицом…
Многие учатся на отделении «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». После 4 лет обучения мы выпускаем конструкторов-технологов.
– Это, как я понимаю, обычные закройщики?
– Нет. Закройщик – это рабочая профессия. А наши выпускники получают среднее специальное образование. У них практика со второго курса. Они ещё и конструкторы, и создатели новых фасонов. Поэтому и учатся дольше всех – на базе 9 классов срок обучения 4 года, на базе 11 классов 3 года. С этого года в колледже новое направление – «Мастер народных художественных промыслов».
Есть рабочая профессия «слесарь швейных машин, вязальных, трикотажных». Мальчики практикуются на том оборудовании, которое у нас есть.
– То есть у вас учатся не только девочки?
– Из 505 студентов «мужская доля» – 21 человек.
– И все слесари?
– Нет. Больше всего мальчиков (11) учится по экономическому профилю. Ещё двое выбрали профессию парик-махера.
– Лет 20-25 назад иметь профессию бухгалтера, экономиста, юриста было престижно. Сейчас рынок настолько насытился, что найти работу практически невозможно. Идёт переток в сторону «нудных» профессий, которые дадут и достаток, и уважение. Можно предположить, что из-за этого у вас увеличился конкурс абитуриентов.
– Не буду лукавить. Конкурса среди поступающих у нас нет уже много лет. Другое дело, что ещё 3-4 года назад мы с трудом набирали нужное количество желающих, а сейчас таких трудностей нет.
– Но есть какие-то вступительные экзамены для отбора лучших?
– С прошлого года вступительные экзамены в форме собеседования есть для желающих стать парикмахерами и конструкторами.
– То есть, именно эти профессии наиболее востребованы?
– Да. И желающих больше, чем мы можем принять. К тому же у нас очень стесненные условия. Нехватка учебных помещений привела к тому, что занятия проходят в две смены. И только наш колледж вынужден работать в режиме шестидневки.
– Кстати, о вашем конкурсе. Нет опасности, что конкурс для детей превратится в конкурс родителей?
– Детское мышление отличается от взрослого. И это сразу видно. У них нет никаких границ и ограничений. Работы подростков порой интереснее, чем у взрослых специалистов. Тем более, что в общеобразовательных средних школах есть предмет «Технология», и именно там даются азы. И наша задача выявить талантливых детей и увлечь их.
– Неужели сейчас можно придумать что-то новое?
– Креативу всегда найдется местечко. И наши конкурсанты это доказывают в своих работах.
– Если девочка выиграла конкурс в своей возрастной группе, вы ждёте от неё успехов в последующем, лет через пять-шесть?
– Наш республиканский конкурс проводился всего второй раз, поэтому отследить какую-нибудь тенденцию пока невозможно. Но мы заметили другую закономерность. Лет через пять-шесть после выпуска к нам поступают близкие родные, двоюродные сестрёнки наших выпускников. Вот вчера ко мне обращается одна мамочка, которая привела поступать дочку: «Вы меня не помните?» Оказалось это наша выпускница.
– В марте этого года вашему колледжу исполнилось 56 лет. Это много или мало?
– История нашего учебного заведения – это история нашей Родины в миниатюре. Тут были свои трудности роста и радости побед. И, самое главное – неуклонное стремление расти и развиваться. Качество подготовки обучающихся в колледже зависит от профессионализма и компетенции педагогического коллектива, который возглавляет директор Нальчикского колледжа легкой промышленности Нина Идрисовна Текуева. Она почётный работник образования РФ, заслуженный работник образования КБР. Естественно, и требования её к педагогическому коллективу колледжа – высокие.
– Слышал, что вы вместе с психологом Еленой Бесланеевой проводите беседы по семейному воспитанию учащихся.
– Не хотелось бы, чтобы девочки забывали, что «семья – это женщина». Для того, чтобы девушка стала хорошей женой, в ней нужно воспитать определённые качества. Она должна быть энергичной, то есть жизнеспособной, имеющей будущее, весёлой, заботливой, понимающей и чувствующей другого человека, способной заботиться, жертвовать, воспитывать, с внутренним чувством материнства. Тогда у неё появляются материнские чувства и к мужу, желание заботиться о нём, прощать его слабости, она сможет понимать его, любить бескорыстно и воспитывать в нём лучшие мужские качества. Может, это звучит излишне пафосно, но я уверена, что любовь спасает и помогает, любовь меняет характер. Любовь делает человека терпеливым, заботливым, добродушным, искренним, смелым и, конечно, счастливым.
– Многие родители, проживающие в сельской местности, не готовы отпустить дочерей на учёбу в Нальчик. Нет ли потребности открыть филиалы колледжа в районах республики? Чтобы девочка, условно из Карагача, могла исполнить свою мечту.
– Девочка, которая живет в Карагаче, к нам не поступит, потому что в Прохладном есть колледж, выпускающий портных и закройщиков.
– То есть вы ориентированы на Нальчик?
– Не только. Из 505 студентов всего 76 городских. Много у нас из Терского и Урванского районов, из Чегема, Шалушки.
– А общежитие у вас есть. Все-таки из Терека и Нарткалы при шестидневном графике особо не наездишься – накладно.
– Да, это проблема. Если учащийся остро нуждается, то мы контактируем с другими учебными заведениями, имеющими общежития, и по договору заселяем. Такие контакты у нас есть с торгово-технологическим колледжем, гуманитарно-техническим в Вольном Ауле. У нас сейчас сразу три группы проходят практику на швейной фабрике «Авангард» (она расположена на территории бывшего завода телемеханической аппаратуры). Так вот, они уже никуда больше не хотят, потому что там такие условия… И обеды, и какая-никакая живая копеечка.
– Нужно ли продолжать образование после получения вашего диплома?
– Конечно, можно и нужно. Есть текстильные институты в Ставрополе, Ростове-на-Дону. Та же Мадина Саральпова училась в 7-м училище (так раньше называлось одно из наших заведений). Закончила, поступила в технологический институт, потом институт психологии и педагогики. Но таких единицы, большинство идёт работать.
– Но какие-то конкретные преференции обладатель диплома о высшем образовании получает при устройстве на работу?
– Конечно же, нет. Но у нас есть тяга к дипломам. К тому же высшее образование дает определённый социальный уровень. И шансов открыть собственное производство – ателье или парикмахерский салон – у таких людей значительно больше.
– Как вы видите перспективы развития вашей отрасли и учебного заведения?
– Сначала глобально. Мы – колледж легкой промышленности. А легкой промышленности в республике практически нет. Нет больших заводов, нет больших фабрик. Остались только помещения. Была крупная швейная фабрика, даже целое производственное швейное производственное объединение с ещё одной швейной фабрикой в Прохладном, пошивочными цехами в крупных сёлах, трикотажный комбинат «Дружба» с трехтысячным коллективом. Наши учебные заведения создавались как база подготовки кадров для легкой промышленности. Хотелось бы сегодня возродить легкую промышленность.
Второе. Нам тесно в учебном корпусе, отсутствует общежитие.
Третье. Желательно, чтобы у детей стипендия была не 415 рублей в месяц, а чуточку побольше. Причём эту сумму получают не все, а лишь те, кто учится без троек.
И ещё хотелось бы, чтобы подкорректировали учебный стандарт. Всё-таки не совсем нормально, что на занятия по физкультуре и ОБЖ времени выделяется больше, чем на моделирование или конструирование. А в остальном жаловаться не приходится.
Беседовал Виктор Шекемов