Нальчик

Залимгери Налоев: «Сплошная электронизация платежей повысит собираемость налогов»

Как мы уже писали (см. газету «Нальчик» от 28 июня с.г., №26), 1 июля 2018 года вступили в силу поправки в статью 86 Налогового кодекса РФ (НК РФ), которые дают право налоговым органам контролировать счета физических лиц. Хотя в нашей предыдущей публикации обговаривалось, что нововведение, скорее всего, ставит своей целью заставить платить налоги «теневых» арендодателей и фрилансеров (дистанционно работающих лиц), тем не менее, наших читателей – жителей городского округа Нальчик продолжает волновать вопрос «обложения 13-процентным налогом всех денежных переводов, в особенности по банковским картам».

За разъяснениями редакция обратилась к начальнику Инспекции ФНС России №2 по г.Нальчику Залимгери Налоеву:
– Залимгери Анатольевич, понятно, что поправки к Налоговому кодексу не затронут разовые денежные переводы или регулярные родительские «стипендии» иногородними студентами по банковской карте, другие аналогичные случаи. Как вообще это будет происходить: вы будете отправлять уведомления по месту жительства получателя «карточного» перевода или выставлять налоговые требования? Будет это ежемесячно или по итогам года в период декларационной кампании?
– Контроль за движением средств на счетах клиентов, в том числе обычных физических лиц, банками осуществляется уже достаточно продолжительное время. Такая обязанность на кредитные учреждения возложена Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В случае, если какой-либо денежный перевод банку покажется подозрительным, то банк может заблокировать этот счёт, а информация о конкретной транзакции передаётся в Росфинмониторинг. Другими словами, соответствующие технические механизмы и нормативно-правовая база по контролю сомнительных транзакций уже имеются и действуют.
Уверен, что у большинства из нас есть знакомые, фактически осуществляющие какую-либо деятельность (выполняют заказы по устным договорённостям, работают у кого-то без юридического оформления трудовых отношений, сдают в аренду квартиры, дома, автомобили, гаражи и т.д.). Эти лица получают (на банковскую карту) постоянный, при этом в ряде случаев весьма высокий доход, с которого не платят налог просто потому, что не желают узаконить свой источник дохода. А все остальные люди, получающие официальную зарплату или доход по трудовым соглашениям (договорам), уплачивают ежемесячно 13% налога на начисленную зарплату (указанный в трудовом договоре доход за выполнение конкретного объёма работы). Сложилась ситуация: одни платят налог с доходов, как того требует закон, другие нет. Справедливо ли это? Нет, не справедливо. Поэтому государство наводит порядок в сфере «теневых» доходов, создавая равные и справедливые условия в этой сфере .
– Информацию о людях, получающих «карточные» переводы, будут запрашивать налоговые инспекции или представление таких данных – обязанность банковских учреждений?
– Налоговые органы достаточно давно взаимодействуют с банками и получают от них информацию о движении денежных средств на расчётных счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С 1 сентября 2016 года в соответствии с подпунктом 1.1 статьи 86 НК РФ российские банки обязаны информировать налоговые органы об открытии/закрытии физическими лицами любых счетов.
С 1 июня этого года вступили в силу поправки в НК РФ, в соответствии с которыми банки обязаны информировать налоговые органы также обо всех счетах юрлиц и организаций в драгоценных металлах. При этом запросить информацию о счетах, вкладах и электронных счетах граждан мы можем только при проведении проверки в отношении конкретного физического лица, то есть в случае появления определенных подозрений, основанных на достоверных фактах и информации. Добросовестному налогоплательщику нововведения ничем не грозят, и налоговые органы неудобств им доставлять не будут.
– Нашим читателям было интересно узнать, какова доля суммарных поступлений в местный бюджет г.о. Нальчик от налога на доходы физических лиц?
– Налог на доходы физических лиц формирует основной объем налоговых поступлений в местные бюджеты. По итогам 1 полугодия 2018 года, доля этого налога в общем объёме налоговых доходов местного бюджета городского округа Нальчик составила порядка 67,3%.
– Велика ли задолженность по налогам на физических лиц: на доходы и на имущество? Каковы итоги завершившейся декларационной кампании?
– К сожалению, в текущем году мы наблюдаем отрицательную динамику поступления имущественных налогов с физических лиц: земельному, транспортному налогам и налогам на имущество. Мы считаем, что снижение налоговой активности граждан связано с так называемой налоговой амнистией, проведенной по поручению Президента России В.В. Путина.
В начале нынешнего года мы провели все мероприятия по списанию задолженности по имущественным налогам физических лиц, сложившейся на 1 января 2015 года. Больше ничего списываться не будет. Поэтому через вашу газету хотел бы настоятельно рекомендовать налогоплательщикам обратиться в налоговые органы за корректной информацией о состоянии своей налоговой задолженности.
Взысканию налоговой задолженности мы уделяем особое внимание. Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от эффективности и полноты реализуемых нами мероприятий, перечень которых ежегодно расширяется. На сегодняшний день за неуплату налога могут запретить выезд должника из страны, направить работодателю соответствующее решение, по которому работодатель обязан удержать сумму долга из заработка, что в свою очередь может отрицательно сказаться на репутации работника-должника, наложение ареста на зарплатную карточку и т.д.
Усиление электронного взаимодействия с кредитными организациями, службой судебных приставов и другими органами позволяет избежать бюрократических проволочек и значительно сократить время взыскания задолженности.
Во избежание претензий имущественного характера мы призываем налогоплательщиков к своевременному и полному исполнению возникающих налоговых обязательств. Ведь гораздо разумнее, удобнее и, хотелось бы подчеркнуть, выгоднее для физлица или организации вовремя платить налоги, нежели иметь дело с судебными и иными органами, которые будут принудительно взыскивать задолженность по налогам, увеличенная на дополнительно предъявленные налоговым органом пени и штрафы за уклонение от налогообложения.
30 апреля 2018 года завершилась декларационная кампания-2017. Считаем итоги позитивными. В настоящее время проводится анализ представленных налоговых деклараций.
– Насколько помогает в вашей работе использование онлайн-сервисов на официальном интернет-сайте ФНС России? Научились ли рядовые налогоплательщики пользоваться многочисленными государственными реестрами по строениям, земельным участкам, транспортными средствами и другими объектами налогообложения?
– Совершенствование методики работы с налогоплательщиками совмещено с модернизацией программного комплекса, используемого в органах ФНС России. Незаметно и безболезненно для граждан и организаций реализуется переход на более совершенную модель обработки данных, которая подразумевает концентрацию и локализацию налоговой информации в специализированных федеральных центрах обработки данных. Данная концепция служит основой формирования максимально прозрачной и открытой системы налоговых отношений. Это позволит инспекторам получить достоверную информацию о деятельности любого налогоплательщика, его операциях и контрагентах, поможет вовремя пресечь налоговое правонарушение. Прозрачность отношений подразумевает, прежде всего, возможность прослеживания самими налогоплательщиками, а также налоговыми органами особенностей формирования налоговых обязательств.
На сегодняшний день государство придает большое значение качеству получаемой налоговыми органами информации и быстроте её обработки. Приоритетной задачей, стоящей перед налоговыми органами, является консолидация информации о каждом налогоплательщике, проводимых ими финансовых операциях, контрагентах и т.д. То есть, налоговый инспектор посредством систем электронного взаимодействия может оперативно получить необходимые сведения от регистрирующих органов, кредитных учреждений, таможенных служб и т.д. с целью оценки соответствующих налоговых рисков, по результатам которой может быть рекомендована выездная налоговая проверка субъекта хозяйствования.
С другой стороны, уровень развития информационных технологий – всеобщая «цифровизация» – позволяет налогоплательщику получить всю необходимую информацию, не выходя из дома, офиса, посредством интерактивных бесплатных интернет-сервисов.
В последнее время наиболее популярными среди налогоплательщиков городского округа Нальчик и Кабардино-Балкарии становится услуги, которые можно получить в «Личном кабинете налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России. С их помощью можно не только заполнить декларацию, но и заплатить налоги, получить информацию об имеющейся задолженности и погасить её посредством электронного платежа, обратиться в налоговую службу, подать заявления на вычеты и т.д. Интерактивные интернет-сервисы постоянно совершенствуются в плане большего удобства пользовательского интерфейса и увеличения числа предоставляемых услуг.
– Что бы вы, Залимгери Анатольевич, посоветовали предпринять жителям г.о. Нальчик, чтобы для них не стали сюрпризом «письма счастья» от налоговиков по поводу «незадекларированных доходов», полученных по банковским картам или электронным системам для междугородних и международных денежных переводов?
– Как я уже ранее говорил, с нашей стороны будут предприняты все меры для объективного анализа денежных операций физических лиц с использованием банковских пластиковых карт. Административные и электронные ресурсы для этого уже сложились и опробованы. Добросовестные граждане в этом плане законодательно защищены. Перед предъявлением каких-либо налоговых претензий к гражданину нами будет собрана максимально достоверная доказательная база совершения коммерческой сделки физическим лицом, результат которого подлежит налогообложению. Своевременное и качественное декларирование физическим лицом своих доходов позволит избежать ему налоговых споров.
Беседовал Султан Умаров