По данным Интернета, на конец 2011 года число пользователей мобильной связи по всему миру составило около 6 миллиардов человек, т.е. приблизительно 86 человек из 100 пользовались мобильными телефонами. В России на тот же период на 100 человек приходилось 155 номеров, для Москвы 35 млн. номеров на 11,6 млн. населения.
Как считают эксперты, после 2011 года число абонентов операторов мобильной связи стабилизировалось. В большинстве стран, включая нашу, люди «перекормлены» мобильной связью и перестали «коллекционировать» сим-карты.
Благодаря удобству и относительной дешевизне сотовой связи многие наши сограждане и вовсе отказались от стационарных телефонных точек. А между прочим зря.
В отличие от проводного телефона даже самые примитивные модели сотового гаджета выполняет ещё и функцию кошелька. Абонентам мобильной связи услуги оказываются, как правило, по системе предоплаты. Сначала деньги надо перевести на баланс обслуживаемого номера, затем из этой суммы списываются рубли и копейки после каждого звонка или отправки SMS- или MMS-сообщения. Поэтому на счёте каждого абонента сотовой связи, находящегося «в сети», всегда имеются деньги.
Раз где-то водятся деньги, как говорил Остап Бендер, всегда найдутся желающие их заполучить. Простой и легальный способ заставить человека заплатить со счёта мобильного телефона – это заставить его позвонить либо отправить текстовое или графическое сообщение.
Давно уже существует такой способ заработка, как открытие платной телефонной линии – т.н. «аудитекс» (плата за прослушивание чего угодно: будь это советы, знакомство, реклама, музыка, анекдоты и т.д.).
Допустим кто-то (организация, конкретный человек) заключает с оператором связи соглашение о выделении абонентской линии с услугой «вызовы с дополнительной оплатой» и устанавливает свой тариф за входящие звонки или сообщения. За каждый вызов или текстовое сообщение, поступившие на такую линию, с отправителя или звонившего списывается установленная плата, которая зачисляется на счёт владельца линии.
Оператор связи в таком случае получает вознаграждение либо в виде фиксированной абонентской платы за пользование номером, либо в виде определённого процента с каждого звонка (SMS-сообщения).
Понятно, что мало кому захочется позвонить по платному номеру. Поэтому владельцы платных линий используют так называемые схемы «психологического стимулирования». Например, на телефон поступает короткий вызов с платной линии, который с первого же гудка прерывается. В результате на телефоне остается информация о пропущенном вызове.
Люди в большинстве своём в таких случаях перезванивают. Кто-то делает это из праздного любопытства, кто-то из-за беспокойства за близких, а у кого-то работа связана с постоянными телефонными переговорами.
Ещё вариант телефонной «заманухи»: размещается объявление о продаже чего-либо по очень выгодной цене (главная цель – вызвать интерес у читателя), а внизу указывается номер платной линии.
А бывают и публичные викторины, лотереи и различные розыгрыши призов, суть которых заключается в том, что побеждает первый дозвонившийся. Разумеется, при этом объявляется номер телефона платной линии, правда, при этом никто не предупреждает участников викторины или лотерее о том, что звонок будет платным.
Мне самому довелось как-то попасть на крючок таких любителей выуживать денежки у простаков. Было это летом 2005 года. Сижу дома, смотрю вполне солидный телеканал – московский ТВЦ. А там разыгрывают денежный приз – 4000 рублей, что равнялось по тем временам среднемесячной зарплате по стране. И задание было очень простым – после усечения предыдущего слова надо было образовать новое слово из оставшихся букв.
В студию звонили телезрители, предлагали какие-то несуразные варианты. А ответ был прост – слово «вздор». Как тут не взыграться самооценке, мол, разные там калужане и воронежцы не знают своего родного языка, «великого и могучего», а я, будучи «лицом кавказской национальности», запросто дам правильный ответ.
Это происходило в будний день, после полудня, когда большинство людей находилось на работе. Посудив, что телеаудитория должна быть не очень большой, я быстро набрал слово и SMS-кой отправил со своего мобильного телефона, приобретённого за полгода до этого. Не надо было мне рассчитывать, что попаду в первую десятку быстрее остальных, приславших правильный ответ, и попытаю счастья в жребии…
От телеканала ни ответа, ни привета, а мой телефонный счёт, куда я заглянул, заподозрив неладное, уменьшился на 30 рублей (на 1 доллар по тогдашнему курсу). Не могу утверждать, что телеведущий, да и вся бригада, готовившая передачу (вместе с «эффективным менеджером» и продюсером), были в доле со злоумышленниками или сами были авторами узаконенного мошенничества. Может, они таким образом просто собирали деньги для больного ребёнка. Суть в том, что телезрителей они не предупреждали, что SMS-ка будет платной. Вот такой личный опыт.
Самое обидное, что, по мнению юристов, в таких схемах трудно доказать наличие преступного умысла: человека; никто не принуждает звонить на платный номер, он сам набирает номер.
А бывают случаи и вовсе из ряда вон. Человеку позвонили с незнакомого номера, он взял трубку и в ответ услышал ряд отборных ругательств в свой адрес с требованием вернуть какие-то деньги. Затем разговор внезапно прервался. Тогда обруганный сам набирает номер, с которого только что был звонок, намереваясь выяснить отношения. В итоге он попадает на телефон платной юридической консультации, за соединение с которой с его баланса списывается 150 рублей.
Теперь вопрос: насколько законно такое списание? Любая услуга, ориентированная на граждан (в т.ч. и платная телефонная линия), подпадает под Закон о защите прав потребителей. А главное его требование – предоставить потребителю полную информацию об услуге до того, как будет заключён договор.
По действующему законодательству до того, как состоится разговор по платной линии, абонента обязаны предупредить, что звонок платный, и обозначить его стоимость. Доказав отсутствие надлежащей информации, абонент имеет право потребовать вернуть все списанные за звонок деньги. Но иметь право на возврат – это одно, а добиться этого – совсем другое дело.
Нужно быть внимательным и не перезванивать на незнакомые номера, предварительно их не проверив. Да и вообще, если человеку действительно нужно с вами связаться, он обязательно сам повторит неудавшуюся попытку дозвониться.
Султан Умаров