Нальчик

Надо ли останавливаться на мосту, если вас «тормозят» ДПС-ники?

Выдающийся поэт позднего Средневековья, основоположник итальянского литературного языка Алигьери Данте в своём самом знаменитом произведении «Божественная комедия» изобразил страшные муки грешников в аду. Естественно, среди них было большое количество личных врагов поэта, других известных персонажей прошлого, вошедших в истории, как самые страшные злодеи. Располагались они в девяти концентрических кругах, устроенных в преисподней по степени тяжести преступления и жестокости мук: чем ближе к центру ада, тем чудовищнее возмездие.

В восьмой круг Данте поместил Улисса (он же «хитроумный» Одиссей – один из главных героев древнегреческих эпосов «Илиада» и «Одиссея»). Такой участи Улисс-Одиссей (по мнению автора «Божественной комедии») заслужил за то, что был «лукавым советчиком».
К сожалению, русскоязычный сегмент Интернета полон «советов» от доморощенных «экспертов» и диванных «экспертов». Помимо несусветной чуши, там попадаются рекомендации, как разрулить ту или иную ситуацию, в которые мы неизбежно попадаем в своей повседневной жизни. Конечно, помочь советом ближнему, как решить возникшую проблему, – святое дело. Но беда в том, что следование таким рекомендациям нередко усугубляет создавшееся трудное положение.
Очень много советов на всевозможных «обсуждалках» даются по теме взаимоотношений водителей и работников ГИБДД. Недавно читаю на автомобильном форуме: «Если вас останавливает инспектор ДПС на мосту, то необходимо следовать к месту окончания действия запрещающих знаков, т.к. что остановка/стоянка на мосту запрещена, в связи с чем вам будет выписан штраф по ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ».
И тут же «консультант» под псевдонимом цитирует соответствующее место российского административного кодекса: «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле… влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Совет вроде бы дельный, в п. 12.4 ПДД действительно чётко прописана эта ситуация: «Остановка запрещается на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними».
А с другой стороны, неужели инспектор (не все же они «оборотни» в погонах?) станет штрафовать за остановку транспортного средства на мосту, если он сам и потребовал это с водителя?
В Интернете много историй об остановке автомобилей по требованию работников ДПС на мостах, путепроводах и эстакадах. В одних случаях, после проверки документов водителей отпускали, в других (особенно в ситуациях, когда автомобиль тормозил лишь за территорией действия запрещающего знака) – разгоралась дискуссия, кто лучше знает Правила дорожного движения: ДПС-ник или водитель?
Возникает почти Гамлетовский вопрос: останавливаться в указанной точке или не останавливаться? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно обратиться к нормативным документам. Возьмём, например, Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения, утверждённый приказом МВД России от 23.08.2017 г. (ред. от 21.12.2017 г.).
В главе «Остановка транспортного средства» (пункт 88) вышеназванного Административного кодекса чётко сказано: «Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена ПДД, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте».
Невольно возникает вопрос: может ли водитель заранее знать, чем руководствуется инспектор ДПС, останавливая транспортное средство? Очевидно, нет.
Но тем не менее, опытные водители советуют, что будет правильнее всегда останавливаться по требованию инспектора. Правда, они при этом делают некоторые оговорки:
– Если зона окончания запрещающего знака совсем близка, то лучше проехать лишние несколько метров, и потом остановиться. При этом если неподалеку от этого места установлена фото- или видеокамера, то «лишние» метры надо проехать, иначе не избежать штрафа за зафиксированное камерой нарушение требования запрещающего знака.
– Следует помнить, что если на мосту, эстакаде или путепроводе имеется не менее 3-х полос для движения в данном направлении, то остановка на нём не запрещена (пункт 12.4. ПДД).
– Если всё же инспектор «тормознул» водителя и намеревается выписать штраф за остановку в неположенном месте, то следует напомнить ему, что действия регулировщика приоритетнее дорожных знаков. В случае составления протокола надо указать в нём о своем несогласии и намерении приложить запись видеорегистратора и обжаловать действия инспектора в суде.
Как показывает практика, после таких аргументов у инспектора поубавится желание составлять протокол.
Х. Саутин