Нальчик

Полвека музыки в театре

На прошлой неделе Музыкальный театр КБР отметил своё 50-летие.

А что для нас Музыкальный театр? Это – единственное место в республике, где можно посмотреть оперу, которая считается самым сложноустроенным театральным жанром, элитарным и дорогим. И такого театра нет у соседей – у Адыгеи, например, или же у Чечни. Поэтому это ещё то, чем мы похвастаться можем: «А у нас есть!» Плюс ко всему, здесь показывают балет – хореографическая смелость для Кавказа.
С чем подошёл театр к своему очередному юбилею, рассказал корреспонденту нашей газеты его директор Руслан Барагунов:
– Юбилейный вечер, рассчитанный на два часа, длился у нас четыре. Желающих поздравить и выступлений самих артистов было много. Театру всегда есть что показать и, главное, есть кому.
За последние пять лет на нашей сцене были знаковые постановки. Это, прежде всего, состоявшаяся в 2015 году премьера оперы «Мадина» Мухадина Балова и Хасана Карданова в постановке Романа Дабагова. В 2016 году к 75-летию со дня рождения драматурга Бориса Утижева была премьера оперетты «Свадьба Шамхуна». Это – музыкальная комедия с национальным колоритом, где режиссёром выступил Магомед Атмурзаев. Была также встреченная с восторгом постановка Тамары Сафаровой опера «Паяцы» Р. Леонкавалло.
До этого на суд зрителей были представлены два великолепных балета, выходящие на наши национальные темы, по мотивам нартского эпоса и адыгских сказаний – «Волшебная свирель Ашамаза» и «Гимн восходящему солнцу». Это то, что с большим интересом смотрят не только в нашем городе, но и в городах соседних республик.
Несмотря на то, что балет у нас существует 50 лет, всё ещё можно услышать удивлённый возглас: «Неужели в Кабардино-Балкарии есть балет?» И если говорить о проблемах, то вот тут у нас проблемы с кадрами. При театре действует детская балетная студия. Девочек очень много, а мальчиков – не очень. Все с удовольствием идут в студии национального танца. Сейчас, вообще, бум увлечения национальными танцами. А в балет не хотят. И родители особо не приветствуют для сына такой вид искусства.
Что непременно остаётся постоянным, так это наша благодарность публике. В театре 750 зрительских мест. И всегда на премьерных показах у нас полный зал.
Мы имеем дело с классикой. А это значит, что имеем дело и с особым зрителем. Ему нравится классическая музыка, опера, хоровые концерты. Он воспитан на всём этом. И такому зрителю не особо нужны сомнительные театральные эксперименты, затеваемые ради большей зрелищности. А зрелищности в классической опере, к примеру, и так хватает – она сочетает в себе и интересную хореографию, и драматургию, и вокал, и изобразительное искусство, выраженное в декорации и костюмах.
С костюмами у нас всё хорошо. Поставили на закрытие прошлого сезона оперетту «Аршин Мал Алан». Основных костюмов там было более 60. И всё было сшито в нашем цехе.
Нам выделялись театральные гранты Главы КБР, которые были большим подспорьем. За счёт гранта в размере 500 тысяч рублей мы могли позволить себе серьёзные масштабные постановки. При хорошем финансировании мы бы замахнулись на «Пиковую даму». Потому что есть потенциал, есть артисты, которые могли бы исполнить музыкальные композиции любой сложности.
Такого артистического персонала, как сейчас, у нас никогда не было. Сегодня в театре работают и старшее поколение, и молодёжь. Ежегодно в начале августа проводим прослушивание лучших выпускников института искусств и консерваторий. Мы отбираем лучших из лучших. Сверх штата у нас сейчас 15 человек. Без молодых кадров невозможно дальнейшее развитие театра, и мы понимаем, что нельзя разбрасываться людьми с такими уникальными голосами.
У нас получился длинный юбилейный концерт, на котором даже половина молодых артистов не выступили. Многие из них очень талантливы, их имена, я думаю, через несколько лет будут греметь. Они сами понимают, что это единственный профессиональный музыкальный театр в республике и стараются оставаться здесь, несмотря на всякие сложности. В целом, стараемся поддерживать в коллективе сплоченность. Никто друг другу не мешает, а лишь старается поддерживать воплощение всех лучших творческих идей.
Что касается планов на юбилейный 50-й сезон, то режиссёр Тамара Сафарова уже приступила к постановке оперы «Алеко» С. Рахманинова, Роман Дабагов представит оперу «Травиата» Дж. Верди, главный балетмейстер Рамед Пачев через пару месяцев выпустит детский балет «Кошкин дом». Также идёт работа над балетом «Испанские миниатюры». Идёт разучивание партий из оперы «Пиковая дама». Но пока не знаем, сможем ли мы поставить оперу или просто покажем «даму» в концертном исполнении. Пока такие планы. Будем рады вновь увидеть всех любителей музыки.
Записала Марьяна Кочесокова