Нальчик

Иван Лукьяненко: «Щелкнуть – полдела в фотоискусстве»

«В будущем не только человек, не умеющий читать и писать, но и тот, кто не умеет фотографировать, будет считаться безграмотным», – так писал в начале прошлого столетия известный венгерский художник, теоретик фото- и киноискусства Ласло Махой-Надь. Это будущее уже наступило, и сегодня малограмотными можно считать даже тех, кто не умеет снимать видео – хотя бы на свой смартфон минуты на две-три.
О фотографии в нашу эпоху корреспондент нашей газеты побеседовала с руководителем нальчикского фотоклуба «Свой стиль» Иваном Лукьяненко

– Иван Анатольевич, в век высоких технологий достаточно ли нажатия одной кнопки, чтобы получилась хорошая фотография?
– Всё зависит от того, какую фотографию хочет получить человек, спускающий затвор, от уровня его художественного восприятия окружающей действительности. Бывает, достаточно одного взгляда, чтобы он смог охватить всё нужное одним кадром и нажать кнопку спуска. Бывает, что этого недостаточно: требуется долго подбирать интересный ракурс, выжидать подходящий момент, чтобы сделать фотографию интересней, уловить более сложные грани действительности.
– Фотография, как товар, хорошо сейчас продаётся?
– Если сравнить с тем, что было пять лет назад, продавать стало сложнее. Крупных заказов сейчас нет.
– В фотоискусстве бывает понятие моды? Скажем, мода на определённый жанр?
– Конечно, бывает. Вот сейчас пошла мода не столько на жанр, сколько на подмену реальной действительности. Сделать так, чтобы стала она красочней, используя для этого разные фильтры, приложения для обработки фото на гаджете. Не знаю, с чем это связано. Может, с общим ухудшением климата в мире и России (смеётся). Все хотят видеть яркие, сочные краски. Есть такая тенденция.
Что касается жанра, то портретные и жанровые фотографии сейчас не окупаются. Портретов нет не потому, что портретистов нет. Напротив, все великолепно снимают лица. Но печатают в основном пейзажи, потому что это покупается. Пейзажная фотография – хороший подарок ко дню рождения или на официальных встречах. Продать кому-то чужой портрет нереально. В частности, поэтому пейзажистов у нас больше.
– А есть жанр, который совсем не представлен в нашем городе?
– Вроде, нет. Может быть, только ню (жанр искусства, посвященный изображению нагого, преимущественно женского тела). Наверное, кто-то и снимает в этом стиле, но не выставляет, не принято это у нас. Кабардино-Балкария – республика с определёнными моральными устоями, здесь просто не поймут подобный творческий «изыск». Любой человек, если он совсем не ханжа, может легко провести грань между порнографией и ню. Это как небо и земля. Но всё же это рискованный жанр. У меня на витрине студии в 2000-х годах висели фото просто красивых девушек в вечерних платьях без всякого намёка на обнажённость. Пришлось убрать, так как неизвестные «блюстители нравственности» побили стёкла. Я их заменил опять же пейзажными фотографиями.
– Какова роль обработки фотографий? Насколько сегодня допустимо использование фотошопа в профессиональной среде?
– В фотографии есть разные жанры. Если это компьютерная графика, то возможно использование программных средств обработки на все сто процентов. Для создания таких изображений фотоаппарат практически не нужен.
Обработка фото при помощи разных графических программ в разумных пределах не просто допустимо, но необходимо. Я помню первые наши выставки. Группа фотографов, которая ещё не перешла в цифровую эру, ставила нам в упрёк: «А, да это вы фотошопом сделали!» Это, мол, некрасиво, не совсем этично по отношению к истинной фотографии. У меня была фотолаборатория с оптической (аналоговой) печатью фотографий. И даже там мы делали небо темнее, что-то выделяли, что-то убирали. То есть после перехода с аналога на цифру в плане обработки фотографий практически ничего не изменилось. Мы делаем сейчас на компьютере то же самое, только легче и качественнее. Щелкнуть – полдела в фотоискусстве. Надо со снимком работать. Сейчас даже некорректно упрекать фотографа в использовании графических программ. Это обычная практика.
– Как относитесь к мобилографии?
– Положительно. Есть телефоны, дающие хорошее качество изображения. С них можно распечатать вполне нормальные работы. По динамике и цветопередаче телефоны уступают хорошим фотоаппаратам, но этот недостаток многие превращают в «особенности стиля».
Опять же, всё зависит от взгляда фотографа. Одни художники рисуют соболиными кисточками, другие – колонковыми. Их не сравнишь по принципу «лучше – хуже». Они просто разные.
– Как руководитель фотоклуба «Свой стиль», чем вы довольны и чем недовольны?
– Доволен работами членов клуба, недоволен нашим нынешним интернет-сайтом. Сейчас разрабатывается новый, который будет соответствовать высоким мировым стандартам, наподобие таких ресурсов, как «Фотосайт», «35фото», «Расфокус». Их посещают не только россияне, они интересны и зарубежным пользователям сети «Интернет».
На обновленном сайте, надеюсь, получится исключить всякую предвзятость в части оценки фотографий. Фотограф будет выставлять работу инкогнито в течение трёх суток. Пользователи будут оценивать её, не зная, кто автор. Для проголосовавшего автоматически будет открываться имя автора. Уверен, что сами фотографы хотят услышать честный объективный отзыв на свою работу, а не устраивать гонки за лайками. Хочется продвигать работы наших членов за пределы республики. К примеру, почему бы не включить их хотя бы в так называемые «Дни Кабардино-Балкарии в Москве». Раньше наши фотографы не очень стремились выходить на всероссийскую «сцену» , а сейчас нечего стесняться.
– Чего стеснялись?
– Идти дальше за пределы республики. Неуверенность была. Думали, что они местные, в собственном соку варятся и не того уровня снимки делают. Но на сегодняшний день аппаратура у многих наших мастеров очень высокого класса. И фотографии качественные, не уступают крупным авторам в постсоветском пространстве. Многие участвуют в конкурсах и занимают призовые месте. Член нашего клуба Хасан Журтов, к примеру, признан лучшим в рейтинге профессионального сайта «Фотолайн». А Тенгиз Мокаев – победитель по одной из номинаций конкурса Русского географического общества в этом году.
– Какова система отбора работ для показа на выставке?
– Мы начинаем отбор за пару месяцев до выставки. Каждый автор приносит свои лучшие фотографии. Если снимок – откровенная галиматья, то говорим прямо: «Извините, это выставлять не будем». Но у тех, кто давно в клубе, «косяков» не бывает. Они обычно предлагают интересные работы.
Есть и такой момент: для каждого фотохудожника снимок – это нечто живое и родное, и он часто бывает ассоциативным. Вот у меня на стене висит фотография. Она никакого интереса не представляет для сторонних людей. Но для меня этот снимок дорог: я летал на вертолёте, фотографировал сверху, были сильные эмоции. Или же фотограф три часа забирался на гору, оттуда сфотографировал, и для него ценны воспоминания, которые вызывает этот кадр. У кого опыта много, тот понимает, какой снимок будет интересен публике, а какой – только ему. Много фотомусора приносят только молодые авторы.
– А много молодых авторов приходят?
– В последнее время меньше. В основном, у нас постоянный костяк. Молодёжь придёт, покрутится, уйдет. Некоторых просто не пустили, и они обиделись. Я наблюдаю за развитием фотоискусства в городе, а не только в клубе. И те, кого мы в своё время отсеивали, сейчас успешны. Возможно, мы зря их тогда в клуб не пустили.
– Что бы посоветовали начинающим фотографам?
– Фотографировать, фотографировать и фотографировать. Относиться к себе критически и уметь принимать критику в свой адрес адекватно. Некоторые фотографируют много – всё, что попадается и как попадается, – и на начальном этапе чувствуют себя гениями. Иллюзия умения создать фото одним нажатием затвора, о котором я говорил, обманчива. В большинстве случаев недостаточно одного этого нажатия. Когда на сайте яростно обсуждают работы друг друга, понимаешь, что человек мнит себя, как минимум Ньютоном в области фотографии. При этом он может не отличить физика Ньютона от фотографа Ньютона.
Другими словами, у меня есть одно пожелание: повышать своё образование в той области, которой решил себя посвятить, быть открытым для новых знаний.
Беседовала Марьяна Кочесокова