Нальчик

Быть сталкером – очень даже женское дело

Если исходить из формулы успеха любых преобразований в масштабах государства, создание рекреационно-туристического кластера в субъектах СКФО непременно завершится успехом. Потому что движение по этому пути идёт в двух направлениях: «сверху» (чего стоит деятельность только одного ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа») и «снизу» в виде многочисленных индивидуальных экскурсоводов, проводников и прочих самозанятых предпринимателей, обеспечивающих развитие внутреннего и иностранного туризма в наши края.
Сегодняшний гость нашей рубрики – Ольга Варитлова – как раз и занимается предоставлением таких услуг туристам из, говоря газетным штампом, разных уголков планеты.

Хотя пик популярности этого вида деятельности пришёлся на последние годы советского периода, когда многие очертя голову кинулись в «частный сектор», и сейчас немало желающих попробовать себя в роли одновременно и проводником, и экскурсоводом, и гидом-переводчиком.
Правда, спрос на них в наши дни невелик. В Нальчике немногочисленные представители этой профессии проводят экскурсионные туры для россиян, поправляющих здоровье в местных здравницах. С набором заученных фраз и вымученным предшественниками текстом просят отпускников повернуться направо, налево, взглянуть наверх и не отходить далеко от группы.
Но наша гостья не такова. Ольга Варитлова (с профессиональным псевдонимом «Облепиха») лихо водит свой внедорожник (говорит, что может разобрать и собрать его по запчастям), может проложить маршрут по картам на горной местности без каких-либо дорог. Плюс преодолеть горные перевалы на колесах и верхом на коне, быстро устроить палаточный лагерь, накормить вкусными блюдами, приготовленными на мангале.
– Вообще-то у меня экономическое образование, – говорит она. – Я с отличием окончила Минераловодский филиал Московского гуманитарно-экономического института. Работала в школе милиции, потом на «гражданке» – бухгалтером. Не мое это было, скучно и не интересно. Сейчас я работаю в фирме, которая торгует медицинским оборудованием, перевожу техническую документацию с английского, веду переговоры по поводу закупок, оформляю «растаможку» груза и т.д. Эта работа помогает выплачивать мой кредит. Я поменяла «Ниву» на «Nisan Patrol».
– С чего начинался «экскурсионный бизнес»?
– Со старенькой «Audi» и любимого красного спального мешка, которые достались мне в наследство от папы. Поначалу поездки были для себя, для родных и близких. Когда кто-то приезжал в гости, просили: «Оль, отвези!». У меня получалось, нравилось. Я выложила информацию об организации экскурсионных туров в соцсетях, и завертелось.
В один прекрасный день я позвонила папе и спросила: «Папа, можно я продам «Audi», потому что продается зеленая «Нива». Со временем появились другие машины и водители и много всякого инвентаря. У меня дома – отдельная комната для походного имущества: 8 спальных мешков, 7 палаток, складные столы, стулья, одеяла, подушки, надувные матрацы, принадлежности для мангала, инвентарь для активного отдыха и много ещё чего. В прошлом году приобрела 150 метров гирлянды для создания новогоднего настроения в горах. А ещё у меня дома – целая коллекция забытых шапок и кепок.
– Как часто приходится выезжать в горы?
– Это сезонная работа. Летом много работы. Бывает, пять дней подряд выезжаю, возвращаюсь домой «убитая», чуть ли засыпаю на ходу. Прошлым летом была на своей основной работе дней 30, не знаю, как это получается, но начальство меня отпускает.
– Как ты ориентируешься в горах и прокладываешь маршрут?
Вначале с этим было сложно. В горах работают только очень дорогие навигаторы, у меня такого не было. Обходилась топографическими картами. Чертила маршрут, выискивала информацию в Интернете. Раньше её было очень мало, но буквально за несколько лет она увеличилась в разы. К примеру, плато Бермамыт, о котором ещё пару лет назад знали единицы. Сейчас это популярнейшее направление экскурсионных поездок. Даже дорогу не успевает занести зимой.
– Какие маршруты наиболее популярны у приезжих, а какие любишь ты?
– Наверно, Чегемское ущелье. Это универсальный маршрут, там есть и природа, дорога пересекает четыре хребта, есть и история (Эль-Тюбю с его захоронениями), и парадром. Развлечения на любой вкус и возраст. Потом я везу через перевал, это тоже экстрим для новичка, дикая природа вдалеке от дорог и людей, а «вишенка на торте» – озеро Гижгит. Так что, когда обратно едем домой, все спят. Моя задача максимально впечатлить и «утомить» отдыхом. Если кто-то по пути домой не спит, значит, что-то я недоглядела.
Я люблю Уштулу. Езжу туда, как к себе домой, там меня уже все знают, все свое, родное. В прошлом году ездила туда с группой 30 раз. И Новый год там встретила.
– Бывает, что меняешь маршрут в процессе поездки?
– Конечно, постоянно. Все зависит от обстоятельств. Бывает, едешь – место красивое, захотелось выйти погулять, где-то поляна с цветами, а где-то просто красивый закат. И я выруливаю туда, где его можно увидеть во всей красе. Все зависит от нюансов.
– Как развлекаешь пассажиров в пути?
– Есть какой-то объём информации, который я стараюсь обязательно дать, дальше идёт живая беседа. Ну и поём, конечно же. Репертуар зависит от возраста пассажиров. Вокала и слуха, конечно же, ни у кого нет, но обстановка складывается такая, что петь охота. Обязательно найдется в компании тот, кто знает обо всём и много. Тяжелее всего в этом плане с местными бабульками. Они ещё могут по ходу делать замечание относительно моей манеры езды.
– Иностранцев часто приходится возить?
– Периодически. Возила чехов, корейцев, французов, были американец Дэвид с кабардинскими корнями и голландец Хансен, который был просто помешан на Кавказе. Он знал нашу историю лучше, чем я, рассказывал мне то, чего я не знаю, показывал очень красиво изданные книги о Кавказе, о существовании которых я и не догадывалась.
Разговор с ними обычно основывается на сравнении: «У нас так, а как у вас?». Я подряд возила две группы: одна с Владивостока, другая из Калининграда, крайние восточная и западная точки страны. Очень интересно общаться с людьми и проводить для себя какие-то параллели.
– Попадались ли особенные клиенты и необычные заказы?
– Все, кого возила, для меня – особенные. Могу выделить лишь детей, они запоминаются больше всего. Я время от времени вожу в горы детей с ДЦП. Их мамы не могут воспользоваться услугой экскурсионных автобусов, потому что, как им сказали, «другим людям будет неприятно на них смотреть». Это ужасно. На самом деле это очень умные, общительные дети. От работы с ними получаю огромное удовольствие. Вообще, я боюсь того дня, когда это приобретет такой масштаб, что я начну кого-то забывать.
По поводу необычных заказов… Были у меня как-то парни из Москвы. Нашли меня по Интернету. У них было три дня, и они хотели получить за это время максимум экстрима. Это был единственный случай, когда я не выступала в качестве водителя. Моя задача была в том, чтобы проложить для них максимально зрелищный и экстремальный маршрут для квадроциклов. Технику они привезли свою, специально заказали для этого грузовик. От меня требовалось лишь встречать их в местах ночёвки и кормить по их пожеланию самым свежим, вкусным и дорогим. Это были блюда на мангале, овощи, фрукты, местный сыр, хичины, соусы и прочее.
– Бывали экстремальные ситуации в поездках?
– Как-то был случай. Машина заглохла высоко в горах, до ближайшего посёлка было очень далеко. Решила искать подмогу. Шла часа полтора, вижу, стоит трактор, рядом что-то похожее на палатку. Ну, думаю, хорошо, вот и помощь. Собаки у палатки начали лаять, и из неё показался мужчина. Я помахала рукой, давая понять, что мне нужно с ним поговорить.
Он начал медленно идти навстречу, сильно покачиваясь. Когда оказался совсем близко, заметила, что руки по локоть в крови, и он держит нож… не знаю, кого он там резал, человека или барана, но бояться мне было нельзя. Пока я ему объясняла, что мне нужна помощь, меня догнала машина, водитель, оказывается, уже разрешил мою проблему, а заодно отвёз меня обратно. Вот так. С тех пор я держу всегда при себе холодное оружие.
– Такое занятие мешает личной жизни?
– Да. В позапрошлом году ездила на Бермамыт, «хозяин» плато, видимо, арендатор территории, такой суровый карачаевец, не захотел со мной говорить, объяснив это тем, что ему нужен мужчина. Он тогда сказал мне, что женщина, которая ездит за рулем, не женственная и грубая. Тогда я буркнула, что все это ерунда, а теперь понимаю что да, однозначно он был прав. Но я работаю над собой. Делаю девчачий маникюр и всё такое. У меня есть знакомая – астролог, которая сказала, что после 30 у меня будет все как надо.
– Как думаешь, молодых людей пугают твои увлечения?
– Не столько увлечения, сколько независимость. Я живу много лет сама, обеспечиваю себя сама, всё, что нужно сделать по мужской части, начиная с ремонта дома, заканчивая ремонтом машины, я могу делать сама.
– Какие планы на будущее?
– Планов много. Буду развивать свое дело. Я уже зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, плачу налоги. Буду развиваться. Себя в будущем представляю «бешеной» мамашей и офигенной женой…
Беседовала Таира Мамедова