Нальчик

День, который флористы ждут весь год

Вопреки расхожему мнению, настоящим праздником 8 Марта становится не для женщин, а для флористов (больше всех зарабатывающих на продаже цветов), а ещё больше – для женщин-флористов.

Флористические лавки по городу запасаются красочным, а иногда и пахучим товаром на несколько дней вперёд. «Цветочная лихорадка» начинается за пару дней до праздника и продолжается до 10-го числа.
– Этого дня мои коллеги ждут весь год, – рассказывает флорист Светлана Кофтун. – Львиная доля годовой прибыли приходится на 8 Марта. В эти дни голова идёт кругом, только успеваем собирать композиции. Это «боевое крещение» – испытание не для слабонервных. Бывает, всё подчистую скупают, но раз на раз не приходится.
– Что можно сказать о предпочтениях покупателей?
– Самые популярные, как всегда, – розы и тюльпаны. Они же самые дорогие и дешевые, соответственно. Далее идут хризантемы, эустомы, лилии, пионы (тоже дорогие), ирисы (бюджетный вариант), набирают популярность фрезии.
Последнее время стало модно добавлять хотя бы один экзотический цветок в композицию. Это, как правило, амариллисы, протея или суккулент. Зелень для оформления цветов тоже разная: эвкалипт, бруния, гиперикум. Из некоторых, к примеру, гипсофилы собирают монобукеты.
Ещё в этом году мы завезли хамелациум. Напоминает ветки яблони в цвету. Выглядит очень эффектно в композиции и стоят они очень долго. Вообще мы с осторожностью завозим новинки и экзотику. У наших покупателей достаточно консервативные предпочтения.
– Сколько стоил самый дорогой из проданных букетов?
– Самый дорогой заказ стоил 28 тыс. рублей. Это была композиция в корзине (они, как правило, обходятся дороже). Не могу сказать, что такие случаи редкость в моем деле, но чаще всего берут что-то в средней ценовой категории. Как правило, это 5-6 тысяч за композицию.
– Сложно работать с VIP-заказами?
– Не думаю, что это зависит от кошелька клиента. Зануды бывают и среди состоятельных, и среди прижимистых клиентов. Одни хотят «дорого-богато», но дешево, другие «дорого-богато» и им все мало. Если бы я предложила припорошить бутоны сусальным золотом, охотно бы согласились… Кстати, хорошая бизнес-идея.
– Букеты со временем становятся «бюджетнее»?
– Да, наверно, так и есть. Люди стараются экономить на всём, цветы и подарки – не исключение. Не могу сказать, что дорогих заказов стало меньше, но заказов в средней ценовой категории поубавилось. Большая часть заказов все-таки приходится на бюджетные композиции.
Клиенты не любят избитый вопрос: «На какую сумму рассчитываете», я не спрашиваю. Это становится ясно в процессе разговора. Многие убеждены, что бюджетный букет можно составить из соответствующих по цене цветов, но это не так. Можно из трёх дорогих веток составить букет, который не «кусается» в цене и выглядит не менее эффектно, чем охапка тюльпанов или ирисов.
– Вы сами любите, когда вам дарят цветы? Какие у вас предпочтения?
– Да. Несмотря на то, что всё время работаю с цветами, радуюсь подаренным букетам, как ребенок. Бывает, даже сами клиенты дарят.
Было бы, наверно, не очень профессионально говорить, что я люблю одни цветы и не люблю другие. Мне положено любить все растения. Но я всё же отдаю предпочтение полевым. Просто таю, когда муж дарит охапку ромашек, ландышей или подснежников. Не часто, правда, балует. Он убеждён, что я в этом не очень нуждаюсь, так как окружена цветами по долгу службы.
В преддверии Восьмого Марта хотелось бы посоветовать сильной половине человечества: «Дорогие мужчины! Лучше дарить маленькие букетики часто и неожиданно, чем раз в году много и выстраданно. И вашим дамам приятнее, и мне, как флористу, легче».
Таира Мамедова