Немногие, наверное, знают, что самый милый, трогательный и романтичный праздник современности – Международный женский день – начинался как массовые жёсткие манифестации прекрасной половины человечества.
Некоторые историки движения за права женщин за точку отсчёта берут события 8 марта 1857 года, когда толпа возмущённых работниц швейных и обувных фабрик Нью-Йорка вышла на улицы с требованием снизить количество рабочих часов с 16 до 10 (как у мужчин), улучшить условия труда и поднять уровень «женской» зарплаты до «мужской».
На той демонстрации женщины-работницы (по аналогии с древнеримским «Хлеба и зрелищ!») скандировали: «Хлеба и роз!». Хлеб для них был символом достатка, а розы – повышения уровня жизни.
Толпу, как это практиковалось в те времена повсеместно, разогнали, но протестный механизм был запущен.
Наши соотечественницы «запрягали долго», но всё-таки ответили на это в 1917 году с традиционным российским размахом. На улицы Петрограда (столицы Российской империи) вышло свыше 100 тысяч женщин, которые скандировали: «Хлеба и мира!». Шла империалистическая бойня – Первая мировая война, миллионы мужей, отцов, братьев и сыновей российских женщин проливали кровь на фронтах. Естественно, для наших соотечественниц мир (прекращение войны) был важнее роз.
Но всё-таки история празднования 8 Марта берёт начало с 1910 года, когда на Международной конференции женщин в Копенгагене немецкая коммунистка (тогда ещё социал-демократка) Клара Цеткин предложила ежегодно отмечать день солидарности трудящихся женщин всего мира, выбрав в качестве даты нью-йоркский «Марш пустых кастрюль» 1857 года.
В нашей стране впервые Международный женский день начали отмечать в 1913 году. Нерабочим праздничным днём в СССР 8 Марта стало только в 1966 году. С 2002 года статус 8 Марта как нерабочего праздничного дня подтвержден Трудовым кодексом Российской Федерации.
Женщины в наши дни работают наравне с мужчинами, имеют право голоса, водят транспорт, руководят организациями, городами, странами, строят дома, сажают сады и все это без отрыва от так называемого главного предназначения – детей и кухни.
Современные женщины доказывают свое равноправие каждый день. Вот как они объясняют свой выбор «мужской» профессии:
Жанна Соттаева, и.о. начальника управления Прокуратуры КБР:
– Выбрала этот путь, наверно, потому, что с детства было обостренное чувство справедливости, всегда хотела защищать невиновных. Так что, можно сказать, что я исполнила мечту детства. Работа, конечно, влияет на характер и поведение, и мне не раз приходилось слышать в свой адрес выражения типа «мужчина в юбке», «крутой нрав» и прочее, но не обращаю внимания на эти стереотипы.
Большинство моих коллег – красивые, изящные женщины. И вопреки бытующим убеждениям в моей профессии женское начало как нельзя кстати. Женщина-прокурор работает иначе, чем мужчина той же должности. Женщины более въедливые и внимательные к деталям. К тому же женщина – это почти всегда мудрость, уравновешенность и желание заботиться о других. И, несмотря на все бытующие стереотипы, я – счастливая мама и жена.
Галина Тлеужева, водитель троллейбуса:
– По образованию я педагог. Работала сперва в детском саде села Приречное, затем учителем в школе. Общий педагогический стаж 13 лет. Но это было не моё. В какой-то момент решила всё бросить и переехала в город. На первое время устроилась кондуктором троллейбуса. Потом получила права и села за руль. Работаю на линии уже 11 лет и не жалею. У меня всегда была тяга к большому транспорту.
По поводу равноправия могу сказать точно, что его в нашем обществе ещё нет. Женщину за рулем воспринимают неоднозначно. Как правило, это злит мужчин, они нарочно пытаются подрезать, обогнать.
Мне всегда по жизни приходилось быть сильной, я воспитывала сына одна. Бороться за свое право, заниматься тем, что хочу, мне приходится ежечасно. Несмотря ни на что, я убеждена в том, что женщина должна оставаться женщиной.
Я очень люблю 8 Марта, очень люблю, когда дарят цветы. Главные мужчины в моей жизни – сын и внук.
Ирина Долова, инспектор ППС, старший сержант полиции УМВД России по г.о. Нальчик:
– Я с детства мечтала об этой профессии. Обожала форменное обмундирование, особенно парадную форму.
Когда меня в детстве спрашивали, кем хочу стать, всегда отвечала «милицейской». Я здесь уже почти 10 лет. Личной жизни моя работа не только не помешала, но поспособствовала. Здесь я встретила супруга.
Мужчины, конечно, любят употреблять выражения: «Место женщины на кухне», «Твой день – 8 Марта» и тому подобное, но это всё шутя. Коллеги с пониманием относятся к женщинам в погонах, потому что мы часто несём не меньшую нагрузку и ответственность. Я не разделяю права женщин и мужчин. Есть права человека, в современном мире женщин всё сложнее называть слабым полом, нуждающимся в особом выделении их прав.
Марьям Рахаева, генеральный директор «Дортранссервиса», инженер-проектировщик:
– Я мечтала быть физиком-ядерщиком. 70-е годы прошлого века были временем открытий в области ядерной физики, и независимо от пола этим «болели» все. Поступать я собиралась в Физтех (Московский физико-технический институт – альма-матер почти всех знаменитых советских физиков-ядерщиков – ред.), но, к сожалению, не успела. В результате поступила в МАДИ (ныне Московский государственный автомобильно-дорожный университет). Думала, пережду годик, а потом в Физтех пойду, но осталась на автодорожном и не жалею об этом.
С дискриминацией по половому признаку я не сталкивалась. С умными мужчинами я разговариваю на общепонятном языке. Они это ценят и ведут себя соответственно.
А вообще я за то, чтобы женщина оставалась женщиной, а мужчина – мужчиной независимо от рода занятий. Каждый на своем месте может достичь многого. В последнее время, к сожалению, мужского в мужчинах остаётся мало, да и отношение к женщине, как к чему-то второстепенному. Вот как пошло с библейских времён вера в то, что Ева была сотворена из ребра Адама, такое отношение и осталось.
Светлана Березгова, старший лейтенант полиции, мастер спорта по дзюдо и комплексному единоборству:
– Я всегда знала, что моя профессия будет связана с формой и погонами. В 2007 окончила Краснодарский университет МВД России, 7 лет работала в службе судебных приставов, потом перешла в МВД.
Долгое время служила инструктором по боевой и служебной подготовке. Представьте сами, как могут относиться мужчины к женщине, которая учит их приёмам самообороны. Я привыкла к тому, что ко мне относятся с уважением и некоторой опаской, потому что я могу «кинуть через бедро» в прямом смысле этого слова.
На 8 Марта приходилось получать разные подарки, но самым приятным оказалось начало карьеры спортивного судьи (Светлана – судья всероссийской категории по дзюдо – ред.). Первый свой турнир судила в канун 8 Марта. Вот такой подарок судьбы. Мое отношение к правам женщин? Женщина всегда права!
Борис Зумакулов, уполномоченный по правам человека в КБР:
– 8 Марта – прекрасный теплый весенний праздник. Сейчас сложно себе представить, как было без него. Но во времена моего детства это всё только зарождалось. Нас учили праздновать 8 Марта сначала в октябрятах, потом в пионерах, затем в комсомоле.
Движение за равноправие тогда было особо актуально. Мужчин не хватало, и большая часть мужского труда была возложена на женщин. Мы в свое время активно поддерживали движение «Женщина – на трактор!». Но всё-таки, на мой взгляд, есть профессии, которые не совсем подходят женщинам только потому, что сопряжены с тяжелым трудом или условиями, которые плохо сказываются на здоровье.
Права женщин в Российской Федерации и Кабардино-Балкарии защищены Конституцией РФ и законами. Тем не менее, в нашей практике бывают случаи дискриминации по половому признаку. Мы сталкиваемся со случаями, когда женщин притесняют в семье или лишают прав на имущество, не берут на работу или нарушают права при оплате труда. Наша работа направлена на разрешение, в том числе, подобных конфликтов.
Я за то, чтобы в обществе формировалась такая атмосфера, в которой женщине было бы уютно и тепло, в которой она была бы почитаема и любима. Мы должны создавать все условия для того, чтобы она могла состояться как женщина.
Женщины знают, что я их люблю, это мое перманентное состояние.
Таира Мамедова