Нальчик

Арсений Григорьевич Головко

Чем больше времени отделяет нас от Великой Отечественной войны, тем больше попыток фальсификации истории славных побед наших отцов, дедов и прадедов предпринимают недруги современной России – правопреемницы СССР, спасшего мир от коричневой чумы. Буквально две недели назад нынешний генсек НАТО, норвежец Йенс Столтенберг, выступая в Конгрессе США, призвал страны альянса увеличить расходы на оборону в связи с «угрозой с Востока» и приравнял руководителя СССР Иосифа Сталина к главе Третьего рейха Адольфу Гитлеру.

Между тем, Норвегия была захвачена фашистской Германией в 1940 году и находилась под властью немецких нацистов до осени 1944 года, когда была освобождена от оккупации. Северо-восточная часть Норвегии была освобождена Красной Армией, которая только убитыми потеряла в этих боях 2100 солдат и офицеров.
В те годы никому не приходило в голову оспаривать решающую роль СССР в освобождении Норвегии. Более того, героизм красноармейцев и краснофлотцев был по достоинству оценён руководством соседней с нами страны. Многие наши воины были награждены норвежскими орденами и медалями. В их числе был и наш земляк, знаменитый адмирал Арсений Григорьевич Головко, удостоенный одной из высших наград Норвежского королевства – Большим крестом ордена Святого Олафа.
Арсений Головко родился 23 июня 1906 года в большой семье (7 детей) казака-ветфельдшера и крестьянки в станице Прохладная Терской области Российской империи (ныне город Прохладный, КБР).
В 14 лет он вступил в комсомол, затем два года занимался на рабфаке в Ростове-на-Дону, подрабатывал в порту, затем поступил в сельхозакадемию им. Тимирязева в Москве. Но окончить вуз ему не удалось – в 1925 году по комсомольскому набору был направлен на флот.
Начинал службу Арсений матросом на Балтийском флоте. Вскоре его послали учиться в военно-морское училище, которое он окончил в 1928 году. Выполняя свой воинский долг на кораблях различного ранга и назначения, он быстро продвигался по службе: вахтенный командир на эсминце (Черноморский флот), штурман группы канонерских лодок (Каспийская флотилия), дивизионный минер эсминцев (Балтийский флот), преподаватель курсов командного состава ВМС РККА, флагманский минёр бригады траления и заграждения Тихоокеанского флота, командир бригады торпедных катеров.
Во время службы он умудрялся проводить эксперименты по эффективному использованию торпедных катеров, был сторонником ночных атак и однажды на учениях флота незаметно проскочил в бухту Золотой Рог.
В 1936 году будущий адмирал был направлен в военно-морскую академию, но учёбу пришлось прервать. Шла война в Испании, советские добровольцы воевали в составе интернациональных бригад на стороне республиканского правительства против путчистов Франко и его союзников – воинских формирований фашистских Германии и Италии. Арсений Головко (псевдоним – Дон Симон Гарсия Галвис) был назначен советником начальника главной базы флота Картахены, участвовал в разработке планов операций, выходил в море встречать транспорты из СССР. Здесь будущий адмирал получил представление о действиях авиации, конвоях и другом, что ему позднее пригодилось как командующему флотом.
После Испании Головко окончил военно-морскую академию и получил назначение на должность командира дивизиона миноносцев, затем короткое время был начальником штаба Северного флота, командующим Каспийской, а затем и Амурской флотилий. Последняя его довоенная должность – командующий Северным флотом.
Меньше года было у молодого командующего, чтобы повысить боевую выучку вверенного флота. Часто ему приходилось принимать неординарные решения. После гибели подводной лодки «Д-1» Головко, кроме строгого выговора, получил указание проводить учения, не превышая рабочей глубины погружений подводных лодок. Но в Баренцевом море такой возможности не было. Чтобы не сорвать боевую подготовку, командующий рискнул игнорировать запрещение. К маю 1941 года подводники уже отрабатывали торпедные атаки.
А война приближалась. Уже 17 июня, когда немецкий самолет прошёл над Полярным, Головко объявил на флоте оперативную готовность №2. Ежедневно самолеты пересекали границу, боевые корабли накапливались в приграничных портах Финляндии и Норвегии. Головко ожидал нападения. Приказ наркома ВМФ перевести флот на оперативную готовность № 1 вечером 22 июня не застал его врасплох.
В первые дни войны, несмотря на превосходство неприятельской авиации в численности, самолеты флота наносили удары по аэродромам и портам противника, вступали в воздушные бои, береговые орудия обстреливали неприятельские суда на подходах к нашей территории.
Корабли флота эвакуировали мирное население, перевозили подкрепление для армии. Из-за нехватки эскортных судов и горючего для них Головко отправил скопившиеся свыше 155 торговых и рыболовецких судов в Белое море днем без сопровождения, поодиночке и с разными интервалами, а неприятельскую авиацию отвлечь налетами на ее аэродромы. Такой хитрый манёвр удался, и все суда достигли цели благополучно.
29 июня противник перешёл в наступление на суше и оттеснил силы оборонявшейся здесь 14-й армии. Один из полков смог удержать позицию на горном хребте Мусту-Тунтури, не дав немцам прорваться к Мурманску. В дальнейшем эта позиция была передана флоту, который не располагал морской пехотой. И моряки успешно обороняли Северный оборонительный район три года.
Под командование Головко было 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 15 подводных лодок, 15 катеров-охотников за подводными лодками, другие суда и корабли, что равнялось численности германским силам в портах Норвегии, но в любой момент противник мог получить подкрепление.
Немецкое наступление в сентябре также не увенчалось успехом. Флот вновь отправил на сушу добровольцев, которые помогли удержать линию фронта. Правда, противнику удалось продвинуться к берегу Мотовского залива и установить батареи, которые обстреливали наши суда снабжения. Однако при поддержке авиации снабжение не прекращалось, и к зиме врагу пришлось остановиться, не дойдя до Мурманска.
Со временем флоту пришлось взять на себя охрану конвоев (караванов транспортных судов), прибывавших из-за США с грузами для Советского Союза. Первый конвой из 9 судов прибыл 12 января 1942 года. В тот период и появились первые суда, получившие попадания торпед с немецких подлодок.
Располагая небольшими силами, Северный флот смог в своей зоне ответственности обеспечить безопасность конвоев силами надводных кораблей, подлодок и авиации. Весной и в начале лета 1942 года конвои продолжали курсировать. Наши моряки постоянно вступали в бой с неприятельскими силами, наносили удары по их базам и аэродромам.
За 9 месяцев 1943 года Северный флот нанёс несколько ударов эсминцами и катерами по коммуникациям противника. На позициях постоянно дежурили наши подводники, авиация завоевала господство в воздухе над морскими коммуникациями немцев, а фронт на суше окончательно стабилизировался. Однако после того, как весной 1943 года союзники вновь прекратили посылать конвои, и грузы доставляли одиночные суда, для их обеспечения пришлось распылить силы флота.
Летом 1943 года Северный флот организовал переход группы речных судов из устья Печоры к устью Оби, вывод нескольких групп судов из Арктики в Белое море почти без потерь. Однако командующему, которого вызвали в Ставку в Москву, пришлось объяснять трудности в защите коммуникаций, особенно после прекращения движения союзных конвоев. Вскоре флот получил свыше сотни самолетов, из США прибыли 7 тральщиков и 9 больших катеров-охотников.
Германское командование попробовало нанести удар по советским и союзным конвоям, используя новинку подводных лодок – «шнорхель» (нем. Schnorchel – «дыхательная трубка» – устройство забора воздуха для подлодки) и акустические торпеды (самонаводящиеся на шум винтов судна). Ими были потоплены несколько наших судов и эскортных кораблей, однако на ход боевых действий они повлиять не могли. План перевозок по арктическим трассам был успешно выполнен.
Осенью 1944 года Головко был произведён в адмиралы. Это произошло в те дни, когда флотоводец готовил операцию по освобождению Советского Заполярья.
В сентябре-декабре 1944 года войска Карельского фронта во взаимодействии с Северным флотом развернули наступление по освобождению Печенгской области и части Северной Норвегии. 7 октября Петсамо-Киркенесская операция началась. После артподготовки 14-я армия перешла в наступление и продвинулась за день на 4-10 километров. Флот сосредоточивал силы для десанта. Позднее часть 63-й бригады морской пехоты высадилась с катеров на берег залива Малая Волоковая.
Совместными действиями частей морской пехоты Печенга 15 октября была взята. 17 октября авиация Северного флота нанесла несколько успешных ударов по неприятельскому конвою, направлявшемуся для эвакуации войск противника. Подводники также атаковали немецкие суда с войсками. 25 октября части Карельского фронта взяли штурмом Киркенес при поддержке десантов с моря и вышли за государственную границу с Норвегией. За время операции 28 североморцев стали Героями Советского Союза.
Весной по приказу Ставки начали отправлять по железной дороге катера на Тихий океан, где Советский Союз готовился к началу войны с Японией. На севере основной проблемой стало траление минных заграждений. После капитуляции Германии оставались несдавшиеся части и подводные лодки, что заставляло быть настороже. Только 3 июня 1945 года Головко подписал приказ, переводивший корабли и части на положение боеготовности мирного времени.
До 4 августа 1946 года Головко оставался во главе Северного флота. Затем его назначили заместителем начальника, а в феврале 1947 года – начальником Главного морского штаба и заместителем Главнокомандующего ВМФ СССР. В 1950-1952 годах Головко – начальник Морского генерального штаба и 1-й заместитель военно-морского министра. С января по ноябрь 1956 года он командовал Краснознамённым Балтийским флотом, затем до своей кончины он был первым заместителем Главнокомандующего ВМФ СССР.
Умер Арсений Григорьевич Головко после тяжелой болезни 17 мая 1962 года. Похоронен в Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле выполнил известный скульптор Л. Кербель, который так выразил свою благодарность за поддержку, которую он получил в молодости от адмирала.
А.Г. Головко избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов, депутатом Верховного Совета РСФСР 3-го и 5-го созывов, был награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями, а также иностранными наградами: Большим крестом ордена Святого Олафа (Норвегия), Золотой Партизанской звездой, Орденом Братства и единства с золотым венком (Югославия), Командор со звездой ордена Возрождения Польши.
Кроме военных успехов, Арсений Григорьевич избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 3-го и 5-го созывов и Верховного Совета СССР 2-го созыва.
В городе Прохладном именем адмирала Головко названа одна из центральных улиц и средняя школа №4. В одном из скверов в центре города установлен памятник адмиралу. Имя Арсения Головко носит одна из основных магистралей Нальчика, улицы в Североморске, Балтийске.
Именем адмирала были названы ракетный крейсер черноморского флота «Адмирал Головко» (списан в 2002 году) и фрегат «Адмирал Головко».
Сын адмирала Михаил пошел по стопам отца, стал морским офицером.
Султан Умаров