Нальчик

Мухажир Магометгериевич Уммаев

Большое видится на расстоянии. Эта народная мудрость, как нельзя точно характеризует значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. В первое время после исторического сообщения по Всесоюзному радио (голос знаменитого диктора Левитана моментально узнавали все в нашей стране) о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии и долгожданной победе советского народа в Великой Отечественной войне всю страну охватило ликование.

Вначале были просто эмоции, которые просто закаливали. Со временем пришло осознание исторического величия совершённого подвига. Затем стали подсчитывать весь ущерб, что принесла война. Выяснились страшные потери: развязанная фашистской Германией и её сателлитами война против СССР длилась 1418 дней, она разрушила 1710 городов, уничтожила 70 тыс. сёл и деревень.
За независимость нашего Отечества отдали свою жизнь более 27 млн. человек. Из числа родившихся в 1922 году в Советском Союзе мальчиков погибло 97 процентов. А если учесть, что на фронт попали не все юноши 1922 года рождения (одни по медицинским показателям, другие из-за учёбы в военном вузе или работы на важном оборонном предприятии, третьи по принадлежности к малым и малочисленным народностям, генофонд которых было решено сохранить, четвёртые занимались военными разработками в разных НИИ и лабораториях…), то цифры потерь того поколения получаются ещё более страшные. Из каждой сотни призывников, кому в роковом 41-м исполнилось 19 лет, погибли 98 человек. Другими словами, остался жив только один из пятидесяти.
Наш земляк, старший лейтенант Красной Армии, Герой Советского Союза Мухажир Магометгериевич Уммаев – как раз из этого трагического поколения.
Мухажир Уммаев родился в 1922 году в ауле Шкаты (ныне часть селения Верхняя Балкария Черекского района Кабардино-Балкарии). После школы перед самой войной окончил Нальчикское педагогическое училище. В 1941 году Уммаев был призван на службу в Красную Армию и сразу же направлен на крат-косрочные курсы в Новосибирское пехотное училище, которые он окончил в том же году.
Подробных сведений о том, как воевал Уммаев, очень мало. Известно, что, отдавая команду своим подчинённым идти в атаку, он чаще произносил слова: «За мной!», а не краткое: «Вперёд!» Разница между этими фразами далеко не стилистическая. Если «Вперед!», то командир может быть где угодно: вместе со своими атакующими подчинёнными или справа, слева, впереди, а то и в тылу. Но если звучит команда: «За мной!», то отдавший это приказание командир обязательно идёт впереди атакующих.
Поэтому вполне логичным выглядит частое употребление сочетания «беспримерное мужество» в наградных листах Уммаева и рапортах на представление его к боевым наградам. Командир 179-го гвардейского полка, гвардии подполковник М.Г. Дубовик писал в своём рапорте о беспредельной и результативной храбрости Уммаева, о том, что всегда, поднимая своих бойцов в атаку, он первым поднимался сам, шёл впереди своих бойцов. И часто благодаря хладнокровному и умелому руководству, неожиданным и верным решениям, отваге, выходил из боя победителем.
После первого ранения Уммаев лечился в госпитале в Армавире. В феврале 1942 года, получив краткосрочный отпуск, он на три дня приезжает в родной аул Шкаты.
На Сталинградский фронт Мухажир Уммаев попал в июле 1942 года – в самый разгар немецкого натиска по направлению к Волге, захватив которую, враг хотел перерезать единственную водную транспортную артерию, по которой в это время в Красную Армию поступали нефть и нефтепродукты из бакинских месторождений.
Стрелковая рота, которой командовал Уммаев, участвовала в ожесточённых боях при освобождении Ростовской области и Луганской области (Украина). Первую боевую награду – медаль «За отвагу» Мухажир получил за сражения под хуторами Верхне-Астаховский и Давыдо-Никольский, когда его рота отразила ожесточенную контратаку противника.
В сентябре 1943 года дивизия, где воевал Мухажир, вела бои за Краматорск. В одном из боёв его рота подверглась сильному миномётному обстрелу, а сам Уммаев получил ранение, но продолжал руководить боем. Враг был разбит.
За те бои дивизия получила почётное наименование «Краматорская», а Уммаев был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Красная Армия с кровопролитными боями победоносно продвигалась на запад, освобождая города и села Южной Украины. Впереди была Одесса, овладение которой оставило особый след в биографии Мухажира Уммаева.
Из рапорта гвардии подполковника М.Г. Дубовика:
«В боях 10 апреля 1944 года за овладение городом Одесса командир стрелковой роты гвардии старший лейтенант Мухажир Уммаев, как командир, проявил исключительное геройство и отвагу. На подступах к городу Одесса противник перешёл в контратаку. Товарищ Уммаев, командуя стрелковой ротой, отразил три ожесточённых контратаки противника. Вместе со своей ротой ринулся вперёд с криком «Ура!», первым ворвался на окраину города.
В этом бою товарищ Уммаев в рукопашной схватке с противником лично уничтожил 18 фашистов, а его ротой уничтожено 200 гитлеровских солдат и офицеров. При этом захвачены в плен 10 немецких солдат и большие трофеи. Преследуя отступающего противника, товарищ Уммаев ворвался в центр города Одессы и уничтожил со своей ротой ещё 100 фашистских солдат и офицеров».
Подвиг Уммаева при освобождении Одессы был отмечен орденом Александра Невского. Он стал самым молодым офицером в дивизии, удостоившимся такой награды. Правда, командир полка представил своего подчиненного на звание Героя Советского Союза. Его рапорт поддержали и вышестоящие военачальники: командир 59-й гвардейской стрелковой дивизии, генерал-майор Георгий Матвеевич Карамышев, командир 34-го гвардейского стрелкового корпуса, генерал-майор Николай Матвеевич Маковчук.
Представление на звание Героя Советского Союза было отклонено, как позже было официально признано, по одной-единственной причине: Уммаев оказался представителем балкарского народа, который месяц, как был депортирован в Казахстан и республики Средней Азии.
Но командир дивизии Г.М. Карамышев очень хорошо знал старшего лейтенанта Уммаева и высоко ценил его геройскую натуру, честность и преданность Родине. Он просто не спешил выполнять указание «сверху», не стал Мухажира отстранять от боевых действий, точнее «демобилизовывать» в места депортации, как это происходило со всеми фронтовиками-представителями сосланных народов. Наоборот, вопреки негласным инструкциям он назначил Уммаева заместителем командира стрелкового батальона.
Затем генерал Карамышев направил Уммаева на курсы усовершенствования командного состава, после окончания которых Уммаев в декабре 1946 года был уволен в запас. Он поехал в Казахстан, куда была депортирована его семья. Жил в совхозе имени Кирова Чимкентской области Казахской ССР. Умер от полученных на фронте ран 17 февраля 1948 года. Похоронен в селе Асык-Ата Макта-Аральского района Южно-Казахстанской области Казахстана.
Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за «мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», гвардии старший лейтенант Мухажир Магометгериевич Уммаев посмертно удостоен высокого звания Героя Советского Союза. До присуждения Золотой Звезды и Ордена Ленина он был награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, медалями.
Султан Умаров