Нальчик

Беслан Бербеков: «Одарённому ребёнку нельзя терять время на кружки»

В настоящее время в Кабардино-Балкарии ощущается дефицит молодых музыкантов, которые могли бы играть в профессиональном оркестре или преподавать в музыкальной школе. Это стало следствием политики, которая проводилась несколько десятилетий в сфере художественного образования детей. Правда, сейчас ситуация начала меняться. Об этом корреспондент нашей газеты беседует с директором Методического центра по художественному образованию Минкультуры КБР Бесланом Бербековым

– Беслан Алексеевич, в чём трудности системы художественного образования детей?
– Особых проблем система не испытывала до 1992 года. Все понимали, что музыкальные и художественные школы дают будущим мастерам искусств фундамент, без которого нельзя, например, поступить в профильные училища, институты, консерватории и сделать профессиональную карьеру. В 1992 году был принят закон «Об образовании», который приравнял эти школы к кружкам по интересам, а у кружков нет такой задачи – подготовить к училищу.
Спустя 20 лет был принят новый федеральный закон, согласно которому теперь в учреждениях дополнительного образования реализуется либо общеразвивающая программа (со статусом кружка), либо предпрофессиональная (со статусом школы).
– Много учреждений с предпрофессиональной подготовкой в нашем городском округе?
– В Нальчике в настоящее время только в системе городского Управления культуры работают шесть учреждений дополнительного образования: три музыкальные школы, одна художественная, одна школа искусств и Центр эстетического воспитания детей им. Ж. Казаноко, который пока что функционирует по общеразвивающей программе. Но у Центра на высоком уровне находится преподавание декоративно-прикладного искусства, что создаёт все предпосылки для перехода к предпрофессиональной системе образования.
Нальчикские школа искусств и художественная школа – лучшие по республике, они также входят в «50 лучших детских школ искусств России», составляемый Министерством культуры РФ с 2013 года.
Теперь о проблемах. Первая – это слабая материально-техническая база. У нас все школы размещаются в приспособленных зданиях, где для детей нет необходимых условий для полноценных занятий. Можно также говорить о нехватке музыкальных инструментов. Правда, недавно были закуплены новые фортепиано для школ, так что, в обновлении инструментов есть сдвиг.
Вторая проблема – недостаточный охват детей. В детской школе искусств №1 занимаются полторы тысячи детей, но их немалая часть приходится на филиалы в разных районах города.
В Нальчике есть огромные центры детского творчества. Но что они в действительности могут дать одарённому ребёнку? Наверное, научат немного петь, рисовать. Но этого «немного» недостаточно для одарённых детей. Предпрофессиональная программа предполагает в неделю до 14 часов занятий с профессиональным музыкантом-педагогом в аудитории, а общеобразовательная – 4 урока с выпускником педколледжа. Как видим, между ними большая разница.
Сейчас есть множество танцевальных студий для детей. По правилам первые полгода учёбы дети вообще не должны танцевать, они должны выполнять специальные упражнения, развивать мышцы, укреплять скелет. А в этих студиях с первых же уроков начинают ставить на пальцы. Это непрофессиональный подход, и последствия его пагубны. Неправильно наученного ребёнка потом уже не переучишь. Но самое страшное, у них появляется деформация костей.
Очень популярными стали вокальные шоу для детей. Во времена Советского Союза и сейчас в учреждениях, где строго следуют правилам, не занимаются подолгу вокалом с маленькими детьми. Есть хоровое пение с малым количеством часов, чтобы не было большой нагрузки на голосовые связки ребёнка. Только по достижении определённого возраста, когда организм проходит всякие «мутации», разрешается заниматься вокалом.
Это касается и юных художников. Начинают сразу учить маленького ребёнка строго по правилам. Родителям не терпится сделать из него «великого». А тут нужна большая осторожность. Не учить, а наблюдать и направлять. «Так нельзя, делай вот так!» – этот диктат ограничивает его фантазии, «ломает» его.
Есть у нас ещё Дома культуры. Весь год были новостные сюжеты: то в том поселении, то в этом открывался новый Дом культуры. Но у этих ДК нет лицензий на реализацию образовательных программ. У них нет педагогических кадров. Что сегодня происходит в них? Дискотек, как в 80-е, уже не устраивают. Директор одного ДК обратился к нам с просьбой открыть музыкальный класс. При этом у него нет возможности выделить аудиторию под этот класс. Даже в актовом зале нельзя заниматься хореографией, потому что по требованиям там должны быть душевые кабинки.
– Но душевых кабинок нет, кажется, даже в Музыкальном театре…
– Там уже есть…
Для решения проблемы охвата всех одарённых детей республики было бы хорошо построить для них школу-интернат в Нальчике. Такая школа у нас была на улице Кабардинской рядом с кинотеатром «Победа» в советские времена.
Если проблему не решить, то в будущем мы можем остаться без симфонического оркестра и без балетной труппы. Без балета не будет и Музыкального театра. Это в масштабах республики. Но эти дети могли бы и в других регионах себя реализовать. Понятно, не все выпускники музыкальных школ попадут в Большой театр. Но их мышление всё-таки будет другое. И в любом месте, в любой выбранной им впоследствии специальности они проявят большую сообразительность. Мне нравится слова скрипача, музыковеда Михаила Казинника: «Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте его образование не с математики или химии, а с музыки».
То, что ребёнок «в нужное время не оказывается в нужном месте», является результатом и ревностных отношений между педагогами. Как только ребёнок проявляет свою одарённость, каждый хочет его себе «приписать» и сделать на нём карьеру. И этого педагога можно понять. Ему хочется высшей категории, чтобы зарплата выросла. Но он, как часто бывает, не готов к работе с этим ребёнком. При нормальной системе такого педагога стоит поощрять только за то, что он нашёл талантливого ребёнка и передал в надёжные руки.
В музыкальной школе Вольного Аула есть такой педагог – Людмила Карданова. У неё удивительная способность находить талантливых детей. Как только выявляет, связывается с нужными людьми, профессионалами, и те уже с ними работают. В кружках талантливые дети могут только зря потратить время.
– Сейчас мы наблюдаем «гонку» за грамотами для заполнения своего портфолио. Что дают эти грамоты?
– Сейчас международные конкурсы устраивают чуть ли не в каждом селении. Получи диплом – и ты лауреат международного конкурса. Ты никогда не выходил на сцену, тебя никто не знает, но у тебя есть диплом.
Обычно такие конкурсы находит не сам ребёнок. Это то, о чём я говорил выше: педагогу хочется показать результативность своей работы в виде многочисленных грамот, дипломов, кубков. Есть система аттестации педагогических кадров. Обязательная аттестация (на соответствие занимаемой должности) и добровольная (на квалификационные категории). Призовые места на конкурсах – один из критериев для повышения категории.
Я предлагал создать реестр детских конкурсов, победа в которых учитывалась бы как действительно хорошее достижение. Составили перечень, разослали по всем профильным учреждениям, но особо ему не следуют.
Болезнь идёт обычно свыше. Из Москвы, Петербурга приезжают в небольшие города представители каких-то фирм, бегом устраивают конкурсы. В одном конкурсе соревнуются без разграничений и взрослые, и дети, и пианисты, и танцоры. Всё это с хорошим вступительным взносом. Деньги заплатил – будет тебе диплом. Можно и через Интернет. Можно даже в режиме онлайн.
Выбирая конкурс, стоит обратить внимание, кто вообще организатор (лучше, если это государственное образовательное учреждение или Министерство культуры). В составе жюри должны быть не просто исполнители, но и педагоги. Также положение конкурса должно быть известно конкурсантам минимум за полгода, а не так, чтобы за два-три дня до открытия конкурса позвонили – и вперед.
Что самое главное в конкурсе? Не результат и не участие, а процесс подготовки к этому конкурсу. Ты готовишься год, полгода. Это большой труд, за этот период ты становишься лучше. И при правильной организации конкурс действительно помогает выявлять самых талантливых. И не стоит пренебрегать ими.
Если говорить о лучших конкурсах у нас в Нальчике, то есть замечательный Северо-Кавказский конкурс молодых дарований «Творческие вершины». Он ежегодный, но каждый год меняется его профиль. В этом году были народные инструменты и фортепиано. Мы пригласили профессоров из Российской академии музыки имени Гнесиных, всё прошло на высоком уровне.
Зарекомендовал себя как один из лучших и Международный конкурс молодых художников им. А.Л. Ткаченко «Мир глазами детей».
Реальные успехи у нас есть. Наша пианистка Амина Кясова поступила в Московскую консерваторию, кларнетист Эльдар Ахмедагаев – в колледж при Российской академии музыки имени Гнесиных. Хорошими достижениями радует пианист Асхад Шогенцуков, воспитанник детской музыкальной школы №1.
Таланты в республике есть, с ними работают. Есть надежда на открытие новых талантов.
Беседовала Марьяна Кочесокова