Нальчик

Альбина Газаева: «Школа не «сортирует» детей на сильных и слабых»

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это вопрос, которым задаётся большинство молодых родителей. Казалось бы, сейчас существуют довольно жесткие законодательные рамки, регулирующие вопрос поступления детей в школу и четко определяющие крайние возрастные границы. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» минимальный возраст поступления в школу составляет 6 лет и 6 месяцев, максимальный – 8 лет.

Тем не менее, вопрос остается открытым. Одни стремятся сделать это как можно раньше и водят детей в многочисленные образовательные центры, специализирующиеся на раннем развитии и подготовке дошколят к суровым школьным будням. Другие, которых, к слову, меньшинство, предпочитают повременить и дать ребёнку время насладиться беззаботным детством.
Кампания по приёму документов на зачисление в 1-й класс стартует с 1 февраля будущего года. На то, чтобы решить главный вопрос и подтянуть «хвосты», осталось всего несколько месяцев. Группы по подготовке к школе в центрах дополнительного образования забиты будущими первоклашками. В программе обучения значится чтение, письмо, введение в математику, окружающий мир и подготовка к тестированию при приёме в школу.
Последний пункт вызывает у большинства мам и пап немало вопросов. На форумах в Интернете родители, разделившись на два лагеря, – сторонников «за», и тех, кто «против», – делятся собственным опытом.
Отделить правду от вымысла и развеять сложившееся у родителей негативное отношение к тестированию поможет любой опытный педагог-психолог. Наш сегодняшний собеседник педагог-психолог гимназии №14 Нальчика Альбина Газаева, которая не один год занимается тестированием будущих первоклашек:
– Альбина, что представляет собой это тестирование и для чего оно нужно?
– В общем, это список простых вопросов: как зовут? сколько лет? где живешь? где работают родители? и т.д. Вопросы могут быть совершенно разные. У каждого психолога своя тактика и методика тестирования. Главное их назначение – определить психоэмоциональную готовность ребёнка к обучению в школе.
На сегодняшний день минимальный возраст при приёме ребенка в школу по закону составляет 6 лет и 6 месяцев, максимальный – 8 лет. Для детей этой возрастной группы собеседование носит формальный характер. Я выявляю существующие на этот момент «прорехи» в развитии ребенка и даю родителям рекомендации.
Тех, чьи дети младше установленного возрастного минимума, я направляю в Департамент образования города. Для таких деток собирают комиссию, состоящую из педагогов и психологов, которые решают: готов ребёнок к школе или нет.
– Какого возраста был самый маленький ребёнок, которого рассматривали на комиссии?
– Был случай, когда родители привели к нам девочку, которой было 5 лет и 2 месяца. Её мама слёзно просила комиссию, чтобы она отказала, а папа был обеими руками за поступление в школу. Отцу ребёнка мы рекомендовали повременить, а комиссия была не вправе отказать девочке в поступлении в школу, так как она прошла тестирование на «отлично».
Вообще, я часто сталкиваюсь с тем, что родители настаивают на том, чтобы отдать ребенка в школу раньше положенного срока, основываясь на том, что ребенок умеет читать, писать и считать. Но это не показатель.
Тестирование обычно занимает 10-15 минут. Дети младше 6 с половиной лет не выдерживают и такой промежуток времени, быстро утомляются и начинают отвлекаться. Вместо того, чтобы принять это к сведению и дать ребёнку время дорасти до школы, его родители начинают искать всякие оправдания и отговорки. Они не понимают, что если они «дожмут» и отправят своё чадо в школу преждевременно, то уже во втором полугодии этот ребёнок потеряет интерес к процессу обучения, начинает переутомляться и отставать в учёбе.
В любом случае право окончательного выбора остается за родителями. Оптимальный возраст для поступления в школу по-прежнему составляет 7 лет. В этом возрасте дети достигают необходимой для учёбы зрелости, способны концентрировать внимание во время урока.
– Многие родители полагают, что тестирование проводят с целью «сортировки» детей по «сильным» и «слабым» классам.
– Да, это распространённое заблуждение, и я нередко сталкивалась с тем, что ко мне подходили и спрашивали: «Ну что? В какой класс мой ребёнок попадет: сильный или слабый?». Тестирование никак не влияет на приём ребенка в школу и в какой класс он попадет. Школа не «сортирует детей» на сильных и слабых. Это в корне неправильно и невозможно.
Тестирование при приёме в школу – это добровольная процедура, которая проводится по желанию и в присутствии самих родителей для того, чтобы понять: готов ли ребенок к школе, на что стоит обратить внимание и над чем поработать.
– Какие рекомендации вы могли бы дать тем родителям, которые только планируют отдавать ребёнка в школу?
– Первое – это, конечно же, не отдавать детей в школу раньше времени, дать возможность наиграться, набегаться, напрыгаться. Второе – научить самостоятельности. Самостоятельно одеваться, раздеваться, зашнуровывать обувь, собирать вещи в портфель и т.д.
– А как же читать, писать и прочее?
Вот это как раз совсем не обязательно. Приходя в школу, ребёнок всё равно начинает с элементарного: писать крючочки, кружочки и прочее. К концу первого класса педагог выводит детей на одинаковый уровень.
– Родители склонны думать, что преподаватель ориентируется на сильных учеников.
– Это популярное заблуждение. Я в своей практике ни разу с этим не столкнулась, хотя не первый год работаю с первоклассниками и их педагогами.
Беседовала Таира Мамедова

Примерные вопросы при приёме в 1 класс:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови ФИО папы и мамы.
3. У тебя есть брат/сестра? Кто старше?
4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год (2 года)?
5. Сейчас утро, день или вечер?
6. Когда ты завтракаешь (утром или вечером)? Когда обедаешь (днем или вечером)? Что бывает раньше утро, день или ночь?
7. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
8. Кем работает твой папа (мама)?
9. Ты любишь рисовать? Какого цвета карандаш?
10. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
11. Что делает почтальон (врач, учитель)?
12. Зачем нужен в школе звонок (парта, портфель)?
13. Какой рукой ты рисуешь?
14. Покажи свой правый глаз (левое ухо)? Для чего нужны глаза (уши)?
15. Каких ты знаешь животных (птиц)?
16. Кто больше: корова или коза (птица или пчела)? У кого больше ног: у коровы или петуха?
17. Что больше 8 или 5 (5 или 3)? Посчитай от 6 до 9 (от 5 до 3).
18. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?