Нальчик

Фатима Мукова: «В РДШ плохому не научат»

29 октября, свой день рождения отметило Российское движение школьников (РДШ). Детско-юношеская организация, созданная в 2015 году при Федеральном агентстве по делам молодёжи, на сегодняшний день стала самой массовой в стране. С координатором движения РДШ в г.о. Нальчик Фатимой Муковой побеседовала корреспондент нашей газеты:

– Фатима Мухамедовна, сколько на сегодняшний день в Нальчике участников Российского движения школьников?
– Более трёх тысяч. В 2016 году первые группы членов РДШ появились в трёх школах – 5-й, 20-й, 25-й. А сейчас движение школьников «захватило» уже 11 школ городского округа.
– Одиннадцать школ – это меньше половины общеобразовательных учреждений Нальчика.
– РДШ остаётся новым для нас движением. Прошло всего четыре года, как оно зародилось в России. Должно пройти время, чтобы эта детско-юношеская организация доказала, что она интересна детям и подросткам, а педагогическое сообщество – свою востребованность в деле воспитания подрастающего поколения.
Поэтому должно пройти какое-то время, чтобы педагоги увидели в РДШ новый формат в воспитательной работе со школьниками. Второй момент. Сейчас у нас в стране просто нет людей с организаторским опытом для взаимодействия с детьми всех образовательных программ. Когда-то у нас были настоящие профессионалы по части лидерства в пионерских и комсомольских организациях. Но те времена канули в Лету. За период с конца 1980-х в новой России не было каких-либо массовых организаций для школьной молодёжи. Так что, кадрам воспитателей просто неоткуда взяться.
– Вы исключаете фактор инерции?
– Есть фактор, тормозящий наше движение. Многие педагоги пока не желают перестраивать воспитательную работу в школах, несмотря на большие возможности, предоставляемые РДШ. И это несмотря на то, что «сверху» – в Российском детско-юношеском центре – подготовлены неплохие методические пособия по всем организационным вопросам, которые решают руководители первичных подразделений движения школьников.
Например, в этих методических материалах по каждому конкурсу есть готовые положения, по каждому празднику – готовые сценарии. Соответственно, извечный вопрос: «Чем занять детей?» – на первое время отпадает сам собой, а дальше должен сработать личный опыт, а также обмен достижениями с коллегами в других организациях, городах, регионах.
К слову, планы, полученные «сверху», не являются шаблонными, требующими стопроцентной реализации. Есть множество разработок специалистов – выбирай, что по душе. К тому же, у нас один устав на всё движение. То есть, это «не варка в собственном соку» на уровне одного муниципалитета. То, что мы и так раньше делали, просто сейчас можно объединить в одно общее направление с единой концепцией, вступив в организацию школьников. С будущего, 2020-го, года мы намереваемся иметь «представительства» РДШ во всех школах Нальчика.
Если все детские организации станут частью этого движения, то работа будет упрощена в разы и станет эффективней. У большинства конкурсов РДШ нет муниципальных и республиканских этапов. Дети сразу участвуют в конкурсе, имеющем статус «федеральный», «всероссийский». Это больший уровень организации. Есть возможность выехать в другие регионы страны.
– А эти выезды кто финансирует?
– Проживание и питание обеспечивает Российский детско-юношеский центр. Нам деньги нужны бывают лишь на проезд туда и обратно. К тому же, помимо дипломов, школьники могут стать обладателями грантов. Например, проект волонтёрского отряда «Подари улыбку!» нальчикской гимназии №14 попал в список 500 лучших проектов страны и получил грант на реализацию. То есть мы и раньше делали всё это – помогали своими силами малоимущим, ветеранам. Теперь есть возможность получить финансирование на такие мероприятия, чтобы хоть немножко изменить мир к лучшему.
– Часто путают Российское движение школьников с Юнармией.
– Юнармия изначально была лишь одним из направлений работы РДШ. Она функционирует по части военно-патриотического воспитания. Помимо него, есть ещё три направления работы: личностное развитие, информационно-медийное, гражданская активность (волонтёры).
– Как получилось, что юнармейцы стали популярнее представителей других направлений?
– Юнармию под своё крыло взяло Министерство обороны РФ, а юнармейцы – «подопечные» самого Шойгу. Это, конечно, сразу придало особый статус им. Потому и получился больший охват детей именно в этом направлении. Юнармейцы на любых мероприятиях сразу выделяются хотя бы той же формой. Их ярко-красные береты сразу привлекают к себе внимание.
Но моё личное мнение таково: не стоит вступать в ряды юнармейцев, если не готовишься к военной службе. У юнармейцев идёт серьёзная физическая и психологическая подготовка к военной службе. В Юнармии состоят и девушки. Они в дальнейшем могут служить в армии, делать военную карьеру наравне с юношами. Если есть такое стремление у детей, не стоит это стремление убивать. Но если этого стремления нет, не стоит подталкивать их к этому. Юнармейцев по определению не может быть очень много. Соответственно, не следует гоняться за количеством.
В целом, военно-патриотическое воспитание в школьной жизни всегда было основным направлением. Но сказать, что по другим направлениям у нас ничего не делается, нельзя. Дети у нас выезжали в «Орлёнок», были в «Артеке», защищали свои проекты на различных форумах.
Большинство конкурсов Российского движения школьников рассчитано на командные соревнования, очень популярны массовые акции – флэш-мобы. По сути, получается объединение разных детей в одну большую команду одной большой страны. И речь здесь можно вести о той же дружбе народов, уважении к чужой культуре и гордости за свою. Здесь каждый, не теряя свою индивидуальность, чувствует поддержку большого сообщества, частью которого он является. И это хорошая альтернатива «улице, которая учит плохому». В РДШ плохому не научат.
– Говорите, что «не должно быть гонки за количеством». Но юнармейцы, как и волонтёры, получают дополнительные баллы к ЕГЭ. Может, это основная причина вступления школьников в их ряды?
– Эти дополнительные баллы им засчитываются только при поступлении в военные вузы. Этого никак не поймут некоторые родители. Причём баллы при поступлении в военный вуз даются, если школьник состоял в Юнармии и, его «юнармейская книжка» велась более года. То есть, если ученик спохватился лишь в одиннадцатом классе, то ничего не получится. Ему это ничего не даст. К тому же, для школьника определяющим в решении вступить в ряды юнармейцев должны стать не эти дополнительные баллы. Должны двигать другие мотивы, другие устремления.
– Есть какие-либо требования к вступающему в РДШ?
– Для вступления в РДШ нужно просто желание вступить в РДШ. Других требований нет.
Беседовала Анна Кумышева