Нальчик

Сейфутдин Багов: «За победу я отдал всё, что мог»

В этом году исполнилось 96 лет фронтовику, кавалеру орденов Великой Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалей «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Сейфутдину Хаталовичу Багову.
На войну он попал в том возрасте, в котором современные молодые люди думают об экзаменах, выпускном вечере и светлом будущем. Несмотря на свой весьма преклонный возраст Сейфутдин Хаталович помнит события своей жизни в мельчайших подробностях, а такой яркой и богатой на события биографией может похвастаться далеко не каждый:

– Окончив 7-й класс в родном селе Каменномостское (Зольский район КБР), я поступил в педучилище в Нальчике. Во время учебы с друзьями посещал аэроклуб. К концу первого курса у меня уже было 6 часов самостоятельного полёта на «У-2» (он же «По-2» по фамилии авиаконструктора Поликарпова), прозванном позднее «кукурузником».
Такие самолеты часто развозили почту по сёлам. Пользуясь случаем, когда «кукурузник» летел в Каменномостское, я навещал родных. Так отец узнал о моем увлечении. Ему это очень не понравилось. Сказал, мол, тебе земли мало, заняться нечем, и велел возвращаться домой, доучиваться в школе.
16 июня 1941 года мой класс сдал последний экзамен, я окончил 9-й класс. В тот день директор школы вызвал к себе всех старшеклассников. Мы зашли в кабинет, где вместе с ним находился наш военком района и два офицера. Нам рассказали, что идёт большой набор в военные училища. Я сразу загорелся мыслью поступить в авиационное, но, к сожалению, туда принимали только после 10 класса. Мне не хватало одного года. По рекомендации военкома я выбрал артиллерию.
В тот же день я и два моих друга Кармов Сухамед и Хаконов Мухамед написали заявление на зачисление в Ростовское артиллерийское училище. 23 июня мы должны были прибыть в училище. 22 июня началась война.
Нас это не остановило. Мы приехали в Ростов-на-Дону в установленный срок и успешно сдали вступительные экзамены. Успели проучиться только 3 месяца (с июля по сентябрь). 1 октября линия фронта дошла до Ростова-на-Дону. Из нашего училища сформировали полк, дали нам обмундирование, снаряжение, сухпаек на три дня и направили на защиту города.
Бои шли каждый день. Мы отражали атаки одну за другой, иногда переходя в контратаку.
В конце ноября нас сняли с фронта и отправили в Воронцово-Александровку Ставропольского края. Там нам предстояло доучиваться. Очень добросовестные там были педагоги. За два месяца они дали нам всё, что нужно было знать на поле боя. Через два месяца нам присвоили звание лейтенанта. Около 100 курсантов отправили в город Горький в распоряжение Управления артиллерии Красной Армии. Меня назначили командиром взвода управления батареи 694-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка, который находился в г. Коврове.
В 1942 году нас отправили в Воронеж. Город горел, стоял чёрный дым. Немцы обстреливали защитников города нещадно, накатывались волна за волной. Мы заняли огневую позицию у сельскохозяйственного института. Наши танки стояли на плантациях клубники.
До 1943 года там шли ожесточенные бои. Наша задача состояла в том, чтобы ослабить, рассредоточить силы противника и не допустить переброски их сил в Сталинград, где не утихали бои.
Там мы понесли существенные потери. К концу боев в нашем полку оставалось всего 7 пушек. Наш полк был выведен на переформирование в деревушку возле г. Новый Оскол. Там мы находились до начала сражения на Курской дуге.
4 июня к нам поступило распоряжение провести контрартиллерийскую подготовку: поступила информация, что немцы перейдут в наступление
5 июня 1943 года было ясное солнечное утро. Тишина стояла такая, что казалось войны вовсе нет. Шумели только наши МиГи, которые барражировали вдоль линии фронта. В 6 утра мы провели контрартиллерийскую подготовку. И только три часа спустя немцы перешли в наступление – это было началом битвы на Курской дуге. До июля шли беспрерывные атаки. Немцам удалось продвинуться на 30 км вперёд и подойти к ныне широко известной деревне Прохоровка.
Там они на нас с утра пошли в шахматном порядке. Мы смогли насчитать 750 единиц, но их было больше. Когда все собрались, я сказал: «Выжить в этом бою у нас никаких шансов нет. Поэтому предлагаю продать наши жизни как можно дороже. Нам нужно подпустить танки на расстояние 350-400 метров, чтобы бить наверняка и без промаха». Все согласились. Достали связки гранат и зажигательных смесей, чтобы и их использовать в ближнем бою. Мы готовились погибать.
Когда танки перешли рубеж в 400 метров, по моей команде началась стрельба. Мы подбили несколько танков, когда обернувшись в противоположную сторону, я обнаружил такую же надвигающуюся армаду танков. К счастью, это были наши – пятая гвардейская армия генерала Ротмистрова. Это нас спасло.
Утром 13 июня 1943 года немцы сдали свои позиции и отошли туда, откуда начинали свое наступление. Затем были другие бои. 5 августа наш полк участвовал в освобождении Белгорода.
После завершения сражения на Курской дуге мы быстро продвигались на запад. В сентябре мы форсировали Днепр. Затем захватили Лютежский плацдарм. Киев освобождали «стоя», ни один солдат в окоп не опустился. 6 ноября 1943 года Киев был освобожден. В честь этой победы наш полк был переименован в 316-й Гвардейский Киевский орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого истребительно-противотанковый артиллерийский полк. Меня наградили орденом Великой Отечественной войны I степени и досрочно присвоили звание капитана.
Дальше мы двинулись на Житомир, Бердичев, Ровно, воевали под Ковелем. А в мае 1944 года меня направили в город Семенов Горьковской области в высшую офицерскую артиллерийскую школу Красной Армии. Там я проучился шесть месяцев.
26 октября 150 офицеров артиллерийской школы направили в город Лугу под Ленинградом, где формировалась 24-я артиллерийская дивизия прорыва резерва Верховного Главнокомандования. Там меня назначили командиром батареи 122-миллиметровых гаубиц.
Эта дивизия участвовала в боях по освобождению Польши, Чехословакии, а позже – 16 апреля 1945 года – в составе Первого Украинского фронта под командованием генерала Конева пошла на Берлин. 3 мая, когда Берлин был уже взят, нам было приказано преследовать крупную немецкую группировку войск, которая не хотела сдаваться и двигалась в сторону американцев. 14 мая нам удалось их догнать и пленить.
Весть о том, что война закончилась, Сейфутдин Хаталович узнал лишь 15 мая. Дальнейшая военная служба, казалось, лишена смысла. В 1948 году капитан Багов оставил ряды Советской Армии и вернулся домой. Много лет трудился на производстве, поднимая послевоенную промышленность.
Сейчас ветеран Великой Отечественной войны занимается общественной деятельностью. Принимает активное участие в деятельности Нальчикской городской ветеранской организации. Занимается патриотическим воспитанием учащихся городских школ. И любит ходить с семьей на ярмарку.
Беседовала Таира Мамедова