Нальчик

Адаптивный спорт, как путь к успеху для лиц с ОВЗ

9 ноября в Нальчике на площадке универсального спорткомплекса «Гладиатор» прошли соревнования среди воспитанников ГКУ КБР «Спортивно-адаптивная школа» по паралимпийским видам спорта. Это был настоящий праздник и для участников, и для организаторов, и для зрителей.
После окончания соревнований мы побеседовали с одним из организаторов соревнований, директором спортивно-адаптивной школы А.П. Кулюшиным:

– Александр Павлович, эти «Старты надежд» проводились уже в шестой раз. Значит, можно проследить динамику их истории?
– Мероприятие «Старты надежд» проводилось в нашей школе с момента её открытия. В дальнейшем общественная организация «Олимпийский совет КБР» присоединилась к процессу организации и проведения этого праздника. В этом году большую помощь оказали Молодежная палата при Парламенте КБР, «Молодая гвардия», волонтеры и другие общественные организации.
В спортивно-адаптивной школе развиваются три вида спорта – «спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата», «спорт слепых», «спорт глухих», из них 7 дисциплин спорта: легкая атлетика, стрельба из лука, голбол (от англ. goalball – спортивная игра, в которой команда из трёх человек должна забросить мяч со встроенным колокольчиком в ворота соперника), мини-футбол, тхэквондо, бочча (от ит. boccia – спортивная игра с бросанием шаров на точность, наподобие английского «боулинга», немецкого «кегельбана», провансальского «петанка», английского катания несимметричных шаров «боулза»), и пауэрлифтинг.
Суть идеи «Стартов надежд» в том, чтобы объединить всех в одном месте. И, главное, чтобы это был не просто фестиваль, а именно соревнования с состязательной составляющей.
Мы продумали, как сделать, чтобы это было интересно зрителям и оптимально по нагрузкам для детей. Любой этап соревнований длится не больше 10 минут. Закончился очередной конкурс, и пока меняется инвентарь, паузу заполняют певцы, танцоры. И с каждым годом получается всё лучше и лучше.
– А каковы спортивные успехи?
– За эти шесть лет наши воспитанники выросли, полностью адаптировались к жизни. Они легко идут на контакт – теперь их не надо расшевеливать, они сами выступают инициаторами общения. Они уже не просто воспринимают шутки, но и сами шутят.
Что касается спортивных достижений, то хотелось бы отметить следующее: у нас есть чемпионки России по тхэквандо «спорт глухих». Это Мадина Сатушиева и Татьяна Жилова. К тому же Татьяна заняла 4-е место на Сурдлимпийских играх 1917 года. В стрельбе из лука наши ребята неоднократно занимали призовые места на региональных и федеральных соревнованиях, а в легкой атлетике становились призёрами всероссийских состязаний, голболисты участвовали в первенстве России.
– Как определяется возрастная граница: этот ребёнок всё ещё ваш воспитанники или он уже вырос и пора ему «на выход»?
– Раньше у нас была детско-юношеская адаптивная школа, а теперь спортивно-адаптивная школа. Согласно уставу организации в школе могут заниматься люди различных возрастных категорий. Однако есть определенные требования – это отсутствие медицинских противопоказаний и специфика вида спорта.
– Ваша школа действует сама по себе? Или есть некий вертикаль с федеральным центром, календарём соревнований разных уровней?
– Спортивно-адаптивная школа является подведомственным учреждением Министерства спорта КБР. Во всех видах спорта, которые развиваются в школе, действуют профильные федеральные стандарты, а соревнования проводятся по календарному плану, утверждённому Минспорта КБР.
– Мой вопрос был о другом: проводятся ли соревнования между спортивно-адаптивными школами?
– Не берусь утверждать, что мы единственная подобная школа, но лично я других таких не знаю. Дело в том, что в других регионах России дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в основном тренируются в спортивных секциях при школах-интернатах или инклюзивно – сов местно со здоровыми спортсменами.
– Как выходите из положения? Ведь вариться в собственном соку, значит ограничивать возможности творческого роста.
– Да, подобная проблема существует. Одно дело, когда ты на тренировках выполнил норматив мастера спорта. А когда поехал на соревнования, волнение, глаза «квадратные», сердцебиение зашкаливает и, как следствие, нет результата.
Поэтому ищем возможности. Регулярно проводим матчевые встречи со спортсменами с ОВЗ из Адыгеи, Северной Осетии. Особенно крепкие связи у нас с Ингушетией. Мы с ними дважды в год проводим футбольные матчи для глухонемых.
Сейчас внедряем новый опыт. Наши ребята участвуют в соревнованиях вместе со здоровыми, например, в легкой атлетике. Конечно, они стартуют в отдельном забеге. Но всё по-взрослому: судья-стартёр, финишный створ, оборудованный по стандарту.
Главная проблема в том, что в России есть чемпионаты и первенства для лиц с ОВЗ, а для детей-инвалидов младшей возрастной группы соревнований практически нет.
– Каков портрет среднестатистического тренера вашей школы? При приёме на работу какие качества тренера для вас, как директора, важнее – профессиональные или человеческие?
– Тут двух мнений быть не может. Даже если он шикарный специалист, но не может найти ключик к детскому сердцу, ему у нас делать нечего. Дети к нам приходят очень замкнутые, внутренне напряжённые. Нужно почувствовать ребёнка, расшевелить его, вызвать доверительные чувства.
– Давайте поговорим о школе. Сколько у вас тренеров, сколько ребят, сколько человек и какими видами спорта занимаются?
– В штате у нас 9 единиц. Директор, методист, бухгалтер и 8 ставок тренера. В школе тренируются более 100 человек.
Что касается детей, занимающихся у нас спортом, то массовости здесь быть не может, потому что наша школа небольшая. Если по государственным стандартам группа здоровых спортсменов составляет 20 человек, то у инвалидов – от 2 до 12. У нас в школе официально числится 62 воспитанника. А ещё примерно столько же приходят заниматься на общественных началах.
У нас на занятиях по стрельбе из лука применяется инклюзивный метод, т.е. проводятся совместные тренировки лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. За годы совместных тренировок они крепко сдружились. Общими усилиями мы воспитали уже 7 кандидатов в мастера спорта. Их общение настолько положительное, что главный тренер паралимпийской сборной России уже третий год привозит своих подопечных на нашу площадку. И когда наши дети тренируются рядом с чемпионами мира, Европы, слушают их рассказы про турниры в Японии и Германии, они уже намечают себе новые цели.
– Удивительно, что в штате нет врача.
– Врач должен быть на спортивном объекте, где проводятся спортивные мероприятия. А также спортсмены школы ежегодно проходят медицинский осмотр в Республиканском врачебно-физкультурном диспансере. Врач в штате школы не предусмотрен.
– Представим, что вы можете загадать желание, которое исполнится, но только в отношении вашей школы. Что бы вы загадали?
– Если тактически, то для успешной работы школы нам бы хотелось увеличить количество тренеров.
– А стратегически?
– Тут все серьёзнее. В Нальчике есть наша школа. А сколько по районам талантливых детей с ограниченными возможностями, не имеющих возможности проявить свои способности. Сейчас у нас есть тренера в Эльбрусском и Прохладненском районах. Но этого явно недостаточно. Нужен хотя бы один тренер в каждом районе.
– Понятно, что вы не о спортивных рекордах думаете. Но есть же какие-то достижения, которыми вы гордитесь?
– О рекордах и новых спортивных достижениях, конечно же, мы думаем. О «старых» достижениях я уже говорил в начале беседы. Мы гордимся тем, что в своей работе придерживаемся принципа: «Не навреди!». При приёме в школу мы очень тщательно изучаем медицинские документы и дозируем нагрузки для каждого ребёнка строго индивидуально, даже внутри одной группы. Важно не переусердствовать, не переступить ту тонкую грань, где возможен ущерб здоровью.
К счастью, всё складывается нормально. Адаптивный спорт – это не просто спорт, а средство достижения успеха в жизни для людей с ОВЗ.
Беседовал Виктор Шекемов