Нальчик

«Она совершала чудо перевоплощения»

13 декабря в Нальчике на стене дома №28 по проспекту Ленина открылась мемориальная доска, посвященная заслуженной артистке КБАССР, актрисе Балкарского государственного драматического театра им. К. Кулиева Шарифе Нануевне Кучмезовой.

Почтить память талантливой актрисы, оставившей яркий след в истории балкарского театрального искусства и всей театральной культуры республики, собрались друзья, коллеги по театральному цеху и близкие Шарифы Нануевны.
Директор Балкарского гос-драмтеатра Мажид Жангуразов отметил особую значимость этого события для всех собравшихся: «Театральная семья не имеет права не вспоминать тех, кто закладывал традиции и основы нашего театра и всей театральной жизни КБР. Шарифа Кучмезова была одной из самых ярких актрис своего поколения. Я рад, что несмотря на все трудности мы имеем возможность увековечить память Шарифы Нануевны именно в Год театра».
В адрес актрисы звучало много добрых слов, гости мероприятия вспомнили истории из её жизни и творчества. Элизат Кулиева делилась воспоминаниями о том, как в 1940 году посетивший Нальчик советский театральный режиссер Илья Судаков предлагал Шарифе вернуться в Москву и начать работать на сцене МХАТа, на что Шарифа без колебаний ответила отказом. Объясняла это позже так: «Как я могла уехать. Ты бы видела, какие лица смотрят на меня в сельском клубе. Ведь училась я, чтобы народу своему как-то пригодиться. Куда я могла уйти от него?»
В завершении митинга присутствующие возложили цветы к стенам дома, где жила Шарифа Нануевна и где теперь установлена мемориальная доска в память об этой талантливой женщине.

* * *
Шарифа Кучмезова родилась в 1916 году в высокогорном селе Хулам. В возрасте 19 лет Шарифу Нануевну приняли в балкарскую студию ГИТИСа. Пять лет учебы в столичном театральном институте стали для неё самыми счастливыми в жизни.
После показа выпускного спектакля в ГИТИСе театральный критик и педагог И. Шиккер писал в «Вечерней Москве»: «…Шарифа Кучмезова изумила искушенного столичного зрителя свежестью и силой своего таланта. Играя Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник», она показала москвичам игру Ермоловой, её величье». Роль Лауренсии осталась для Шарифы Нануевны самой дорогой и любимой, хотя сыграла она немало других интересных ролей.
По окончании учебы в 1940 году Шарифа Кучмезова вошла в состав труппы Балкарского драмтеатра, став одной из ведущих актрис. В годы депортации Шарифа Кучмезова работала в труппе Киргизского драматического театра. По возвращении домой начала новую жизнь в родном театре.
За свою сценическую жизнь Шарифа Нануевна сыграла немало ролей. В каждой из них она совершила чудо перевоплощения. Образы, созданные ею, всегда отличались чёткостью психологического рисунка, разнообразием красок и смелостью характера. Это образ Анжелики в «Жорже Дандене», Мирандолины в «Трактирщице», Фаризат в «Кровавой свадьбе», Фёклы Ивановны в «Ревизоре», Кабанихи в «Рассвете в горах», Настюшки в «Бронепоезде 14-60», Каширхан в «Фатиме» и многих других персонажей мировой и отечественной драматургии.
Таира Мамедова