Нальчик

«И зверей, как братьев наших меньших…»

Кабардино-Балкарское республиканское общество защиты животных «4 лапы» работает уже пять лет. За это время через добрые руки его работников прошло немало братьев наших меньших. У каждого своя печальная история.

Сюда, как и в любой приют, четырёхлапые «пациенты» попадают не от хорошей жизни. Кого-то выкинули некогда любящие хозяева, кто-то сбежал и потерялся сам, кто-то, начавши свою жизнь на улице, стал лёгкой мишенью для человеческой жестокости.
Сегодня в приюте содержится 100 «постояльцев» – 30 кошек и 70 собак. Для кого-то из них найдутся любящие хозяева, кто-то, пройдя курс реабилитации, вернётся туда, где его подобрал сотрудник приюта, другие же останутся здесь навсегда. И это не самый худший сценарий: ведь здесь у них есть большая семья и любимая «мама» Юлия.
– Некоторые из наших подопечных собак не способны более добывать пропитание самостоятельно, – рассказывает председатель «4 лап» Юлия Долгополая. – Они останутся на пожизненном попечении приюта. У нас есть малыши, попавшие к нам после ДТП, один потерял лапу, потому что в него стреляли, другого хозяева выкинули прямо в будке, заколотив её при этом наглухо.
Очень часто люди в социальных сетях жалуются, пишут: «Лучше бы вы людям помогали». Мы помогаем тем, кому можем, тем, кому кроме нас помочь некому. В то же время мы сами нуждаемся в помощи и поддержке, ведь мы существуем на пожертвования. Осуществлять какую-либо деятельность без денег невозможно. Мы платим ветеринарам, покупаем лекарства, корм, оплачиваем передержку животных. Редко кто соглашается делать это даром.
У меня у самой в настоящее время – две собачки. Это помимо собственных животных: слепой кошки Пуси и пса Константина с эпилепсией, которых я также когда-то подобрала на улице. Сейчас бывает очень сложно найти хозяина здоровому животному, а больной и вовсе никому не нужен.
Буквально на днях мы подобрали на улице больного пса породы немецкий боксёр. Такие в республике редкость. Оказалось, она была серьезно больна, хозяева просто не стали себя утруждать её лечением. Позавчера её прооперировали, по выздоровлении ей найдут новых хозяев.
Среди «потеряшек» нам часто попадаются немецкие овчарки и хаски, не просто породистые но, к тому же дрессированные. Люди, бывает, заводят собак, даже не удосужившись узнать о них поподробнее. У каждой породы свои особенности и потребности, которые нужно знать и удовлетворять. Хаски, к примеру, гиперактивные, это ездовые собаки и им требуется постоянно выплескивать большое количество энергии, им необходим регулярный выгул на территории, где можно разгуляться. От недостатка активности они часто сбегают из дома, а так как у них, бывает, отсутствует привязка к местности, собаки теряются. Мы выставляем объявления повсюду, но очень часто они оказываются никому не нужными. «Пропал и слава богу», – думают их хозяева.
Раньше горожане звонили с жалобами на бродячих собак, просили забрать, стерилизовать. Потом предлагали вообще забрать и увезти, чуть ли не убить. Людей чаще вообще не устраивает, что животные живут по соседству. А ведь в том, что у нас в городе такое количество бездомных животных виноваты мы сами.
Сейчас прирост численности бродячих собак происходит, в основном, естественным путем. Из животных, рожденных на улице, выживают и достигают половозрелого возраста лишь 20%. Остальные погибают от холода, голода, ДТП и прочих причин.
Тем не менее, если не работать с этими 20% процентами, популяция быстро увеличится в разы. Именно поэтому мы работаем с мэрией города. На данный момент мы уже отработали четыре контракта на отлов, стерилизацию и чипирование бездомных животных. Всего их сейчас в городе 528 особей. После всех проведённых процедур и курса реабилитации мы выпускаем животных туда, где они были подобраны.
Если люди станут ответственнее относиться к тем, кого они приручили, то проблема с бездомными животными может сойти на нет.
Таира Мамедова