Нальчик

Победили врага не числом, героизмом!

Чем ближе 75-я годовщина Великой Победы, тем острее мы осознаём масштабность этого судьбоносного для всей планеты события, творцами которого стали наши отцы, деды и прадеды. Отмечать 9-е Мая готовимся не только мы – наследники ратного подвига великого советского народа, но и потомки (прямые или идеологические) тех, кто воевал против нашего Отечества во Второй мировой войне.

Первые попытки переписать историю самой страшной трагедии XX века делались ещё в конце 1950-х годов. Это были публикации всевозможных «научных исследований» о реальных людских потерях СССР в войне против фашистской Германии и её союзников. Позиция руководства нашей страны предоставляла их авторам все шансы для успешного продвижения в общественном мнении коллективного Запада своей трактовки событий Второй мировой войны, которая преуменьшала вклад СССР в общую победу над фашисткой Германией и её союзниками и, наоборот, преувеличивала фронтовые успехи американо-английских войск.
Как теперь стало ясно, в первые послевоенные годы с нашей стороны не было активного информационного противодействия западным инсинуациям. Более того, советские архивы были закрыты даже для историков, не говоря об остальных гражданах Страны Советов, а участие в войне на стороне Гитлера десятков и сотен тысяч граждан европейских стран просто замалчивалось.
Для такого, несколько снисходительного, отношения руководства Советского Союза к попыткам правящих элит государств Запада преуменьшить вклад нашей страны в победу над гитлеровской Германией имелись некоторые основания. Во-первых, были ещё живы два десятка миллионов солдат и офицеров Красной Армии и членов партизанских отрядов, проливавших свою кровь на войне, а все советские люди, которые не воевали, были прекрасно осведомлены о том, кто в реальности «добил фашистского зверя в его логове».
Во-вторых, Румыния, Словакия, Венгрия, Болгария, воевавшие на стороне фашистской Германии, стали странами «народной демократии» и в качестве союзников СССР вошли в военную организацию стран Варшавского договора. Поэтому считалось неполиткорректным публично напоминать им об их позорной роли в войне против Советского Союза.
По той же ложной политкорректности замалчивалось, что белорусскую Хатынь сожгли не немцы, а украинские националисты, присягавшие на верность «великому вождю германской нации» Гитлеру. Эти же нелюди расстреляли в киевском Бабьем яру более 100 тыс. евреев из числа мирных советских граждан.
Кроме стран Восточной Европы, после войны оказавшихся в социалистическом блоке государств, против СССР воевали Финляндия, чьи войска активно участвовали в установлении блокады Ленинграда, и Италия, которая направила «Экспедиционный итальянский корпус в России» численностью 230 тыс. человек в сентябре 1942 года (безвозвратные потери Италии на советском фронте – почти 93 тыс. человек).
Только в боях за Бессарабию в 1941 году ещё одна союзница фашистской Германии – Румыния – выставила 420 тыс. солдат и офицеров (за годы войны безвозвратные потери Румынии – более 475 тыс. человек).
Самым верным союзником Гитлера была хортистская Венгрия, которая объявила войну СССР 27 июня 1941 года и направила на фронт 5 бригад (44 тыс. солдат и офицеров). В мае 1942-го их численность на Восточном фронте возросла до 205 тыс. человек. В январе 1943 года в «котле» под Воронежем мадьяры потеряли почти 148 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными. А другая союзница Гитлера – Словакия – объявила войну СССР даже раньше Венгрии – 23 июня 1941 года и направила на Украину и Белоруссию две пехотные дивизии, три артполка, танковый батальон и один авиаполк с 41 истребителем и 30 бомбардировщиками. (Безвозвратные потери словацкой стороны составили почти 7 тыс. человек.)
Правительство Хорватии присоединилось к «общеевропейскому походу против большевизма» 22 июня 1941 года. Через месяц были созданы моторизованная бригада и «Хорватский легион» – пехотный полк в 2200 человек. Всего против Красной Армии воевало до 10 тыс. хорватов. Уже в 1944 году советские части столкнулись с хорватами в Венгрии, где воевала 13-я горная хорватская дивизия СС «Ханджар».
Дания тоже была участницей «крестового похода против большевизма». 29 июня 1941 года началось формирование добровольческого корпуса СС «Данмарк», а в мае 1942-го датские эсэсовцы вошли в состав 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова», через год разгромленной на Курской дуге. Всего против СССР воевало не менее 10 тыс. датчан.
К середине июля 1941 года на Восточном фронте появилась испанская добровольческая «Голубая дивизия» с численностью более 18 тыс. солдат и офицеров. Всего же через неё прошло около 47 тыс. испанцев. Окружённый Берлин от Красной Армии обороняли около 7 тыс. испанцев, две роты из которых обороняли Рейхстаг. Всего в боях с РККА «Голубая дивизия» потеряла 5 тыс. человек убитыми.
Рейхстаг защищали и 500 французов-добровольцев из дивизии СС «Шарлеман». «Французский добровольческий легион против большевизма» стал создаваться уже в августе 1941-го по распоряжению самого Гитлера. Тогда же, в разгар «блицкрига», первые 2452 добровольца поехали в СССР, к которым вскоре примкнули ещё несколько тысяч французов. Затем они были доукомплектованы до 7 тыс. бойцов и использовались для борьбы с партизанами на Украине.
Против Советского Союза Голландия выставила свои танково-гренадерскую дивизию СС «Нидерланд», танковую дивизию СС «Викинг», куда, помимо голландцев, входили граждане скандинавских стран и бельгийцы, и танково-гренадерскую дивизию СС «Нордланд», сформированную из датчан, норвежцев, латышей, испанцев и французов.
Соседняя с нами Финляндия начала войну с СССР, как ответ на «нападение» Красной Армии на их якобы нейтральную страну. Дело в том, что 25 июня 1941 года советская авиация разбомбила 18 финских аэродромов, с которых самолеты «люфтваффе» 22 июня нанесли удары по нашей территории. Финны «обиделись» и объявили нам войну, на протяжении которой они отправили на СССР две армии – почти 530 тысяч человек. В итоге безвозвратные потери Финляндии в войне против СССР после 22 июня 1941 года составили более 84 тыс. человек.
У нас, поколения студентов 1970-х годов, не возникал вопрос: почему советские войска не стали наступать на территории Финляндии – активной участницы блокады Ленинграда? В советском политическом дискурсе того периода главенствовало такое отношение к Финляндии: она – нейтральное, дружественное к Советскому Союзу государство, выступающее за мирное сосуществование стран с различным общественно-политическим строем и поддерживающее идею нерушимости границ в Европе, сложившихся по итогам Второй мировой войны.
В последние годы российские историки, работавшие с архивными источниками, разрешили загадку того, как Финляндии удалось избежать взятия Хельсинки Красной Армией. Во-первых, маршал Маннергейм вовремя «кинул» своего союзника Гитлера, и в начале сентября 1944 года Финляндия вышла из договора с Германией, а 1 октября начала военные действия против немцев. Во-вторых, продолжение наступления на территории Финляндии с взятием её столицы, по подсчётам нашего Генштаба, обошлось бы Красной Армии в 35-40 тыс. человек убитыми. Сталин же, вопреки утверждениям российских «либералов», не хотел жертвовать своими солдатами.
Но именно это – обвинение советского руководства в «заваливании» врага трупами своих солдат – было взято на вооружение недругами нашей страны в годы «перестройки». Только ленивый из числа слушателей «забугорного радио» не кричал в те годы: «Мы не победили немцев, мы завалили их своими трупами!» И в доказательство этой точки зрения приводили подтасованные западными «историками» данные о потерях советских и немецких войск в 1941-1945 годах. В различных публикациях фигурирует разное соотношение потерь. Иногда называют фантастические цифры: безвозвратные потери Красной Армии в 25 раз превышают аналогичные данные вермахта, но чаще приводятся более «скромные» цифры: от 10:1 до 5:1.
Всё это преследует одну цель: вбить в головы современных россиян мысль о том, что Сталин не берёг своих солдат, как это делал Гитлер, что Сталин своему народу причинил больше зла, чем Гитлер. Далее идёт утверждение, что Сталин бОльший преступник, чем бесноватый фюрер, что всё советское руководство является преступным, как и его деяния. Значит, итоги Второй мировой войны следует признать незаконными и пересмотреть, а правопреемница СССР – Российская Федерация должна платить репарации и компенсации за войну, оккупацию и нанесённый ущерб всем «пострадавшим» странам Европы.
Так что вопрос о реальных цифрах потерь живой силы воюющими сторонами на советско-германском фронте не такой простой, как это кажется на первый взгляд. К тому же в системе подсчёта этих данных много путаницы. Например, немцы вели подсчёты своих потерь отдельно по вермахту (частям Министерства обороны Германии), отдельно по военно-морским силам. А по фольксдойч (этническим немцам, не являвшихся гражданами Германии, но воевавших на стороне Гитлера), а также по фольксштурму (аналогу нашего «народного ополчения») не велось практически никакой статистики. То же самое по войскам СС, большинство дивизий которых были сформированы из граждан стран-союзниц Германии. А в 1945 году, когда у немцев начались массовые потери в живой силе, даже в вермахте уже было не до их учёта.
При подсчёте потерь Красной Армии западные «эксперты» завышали данные за счёт взятых в плен немцами гражданских лиц – мужчин призывного возраста, проживавших в западных областях СССР, не попавших в мобилизацию из-за того, что быстро оказались в оккупированной территории. А потери немцев в подсчётах увязывались со статистикой по одному лишь вермахту, что в итоге и давало эти пресловутые 12:1 и 10:1.
Согласно официальной версии Министерства обороны России, в котором учтены все упомянутые выше факторы, безвозвратные военные потери СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов составляют 11 444 100 человек, из них военнослужащих – 8 668 400 человек (6 818 300 солдат погибло в боях, госпиталях и при прочих происшествиях, а 1 850 100 человек не вернулось из плена), потери гражданского населения в зоне оккупации – 13 684 700 человек (из них: преднамеренно истреблено – 7 420 400 человек, погибло на принудительных работах в Германии – 2 164 300 человек, погибло от голода, болезней и отсутствия медицинской помощи – 4 100 000 человек).
Безвозвратные потери вермахта, войск СС и прочих военных формирований фашистской Германии, действовавших на советско-германском фронте, составили 7 181 100 человек. Безвозвратные потери войск союзников Третьего рейха составили в общей сложности 1 468 145 человек.
Таким образом, безвозвратные потери Вооружённых сил СССР и Германии с её союзниками на советско-германском фронте – 11 444 100 и 8 649 200 человек соответственно. Соотношение приблизительно 132:100.
При практически равном количестве военнопленных за годы войны (4 559 000 советских солдат и 4 376 300 немецких солдат) из советского плена вернулось на родину 86,5%, или 3 787 000 солдат, из немецкого – 44,2%, или 2 016 000 солдат.
Султан Умаров