Нальчик

Эльдар Барагунов: «Не знают, поздравлять меня или жалеть»

Чем Федерация футбола КБР хуже Российского футбольного союза? В РФС заменили главу судейского корпуса Александра Егорова на венгра Виктора Кашшаи, и у нас главного футбольного арбитра республики Владимира Гуртуева – на Эльдара Барагунова. Попытку поздравить его с назначением Эльдар воспринял скептически:

– Спасибо, конечно. Но многие начинали общение со слов: «Не знаем, поздравлять тебя или жалеть…» Я же предпочитаю поздравления, желательно, произнесённые с улыбкой. Тем более, что даже дата моего рождения всегда вызывает улыбку.
– Давай и мы улыбнемся, если не стесняешься.
– Чего стесняться? Родился 8 марта 1987 года. Учился в Нальчикском институте бизнеса у Феликса Ахмедовича Хараева по специальности «налоги и налогообложение». Когда подписал контракт с профессиональной командой из Изобильного, перевёлся в Ставрополь в Институт дружбы народов Кавказа, перешёл на юридический факультет.
– Считается, что футболисты и судьи – это два антагонистических лагеря. Из футболистов можно стать тренером, а вот арбитром…
– Сейчас считается, что судейство будет эффективней, если арбитр в прошлом был игроком. Он и игру лучше понимает, и симуляции прочувствует, и поймёт, где игровой момент, а где откровенная грубость.
– Почему ты так рано закончил профессиональную карьеру?
– Не послушался старших, более опытных. Побежал играть в футбол, дёрнул заднюю приводящую мышцу и на сборах не смог сдать норматив по бегу. Потом долго лечился, произошёл рецидив, и опять не сдал.
– Это о судейской карьере. А игровая биография почему не сложилась? Не попал к «своему тренеру» или помешало что-то другое?
– В 2009 году команду в Изобильном распустили. Я вернулся домой и поиграл в любительской лиге за «Малку», которая победила в чемпионате. И в это же время ко мне подошёл Заур Бозиев. У тебя, говорит, есть все шансы стать хорошим арбитром. Вот я и решил переквалифицироваться.
– Ты и вратарь, и центральный защитник, и таранный форвард, и арбитр. Осталось только стать пресс-атташе и массажистом. А в какой роли чувствуешь наибольший комфорт?
– Люблю играть в нападении. Но ставят в центр обороны. Мол, тебе легче предугадать действия соперника.
– Где судил на профессиональном уровне?
– В Профессиональной футбольной лиге и в молодёжном первенстве отсудил три-четыре года. Работал главным судьей в «молодёжке» и ассистентом главного по второй лиге. Количество матчей точно не назову.
– Планируешь ли вернуться в ПФЛ?
– Надо смотреть на вещи трезво. Вернуться в корпус профессиональных судей в моём возрасте – это абсолютно нереально. Мои ровесники уже судят премьер-лигу. А «старичка» вроде меня «подтягивать» в ПФЛ не станут. А вот стать инспектором – это реальная перспектива. И я об этом уже думаю.
– Как долго обдумывал предложение возглавить судейский корпус?
– Когда со мной провели разговор (он состоялся за месяц до назначения), я сам долго размышлял, советовался с семьей и старшими товарищами. И когда уже дошло до конкретики, я думал ещё три дня, но согласился легко.
– Какие эмоции были при назначении?
– Колоссальные! Когда новость выложили в Интернет, посыпались поздравления. Это дорогого стоит, когда на тебя надеются, в тебя верят.
– До тебя на этой должности работали Заур Бозиев и Владимир Гуртуев. Как оцениваешь их работу и опыт?
– Давать оценку предшественникам некорректно. Они оба профессионалы, у них есть чему учиться.
– Какие плюсы и минусы были при них?
– Если и буду об этом говорить, то только когда сам покину этот пост.
– Есть ли в республиканском судействе вещи, которые тебя абсолютно не устраивают?
– У нас, может, и нужно устранить некоторые недостатки, но ничего катастрофического в ситуации нет. Буду прислушиваться к мнению футбольной общественности.
– Александр Егоров, будучи главой департамента судейства и инспектирования Федерации футбола КБР, сказал, что с подобной должности никто ещё не уходил на пенсию.
– Это часть профессии. Понятно, что если твоя работа не будет удовлетворять, то придётся уйти. Я этого, конечно, не хочу. Но готов встретить подобное решение с достоинством.
– Ты несколько лет был в стороне от футбола. С чем связана такая пауза в карьере?
– Нужно было зарабатывать на жизнь, поэтому пришлось на время уйти. Теперь пришло время возвращаться.
– Одним из ключевых решений нового руководства ФФ КБР, избранного менее года назад, стало создание школы футбольных судей, которую упразднили спустя полгода.
– Этот вопрос не в моей компетенции. Я его принимаю как факт.
– Поскольку структуру упразднили, то как и кто будет обучать молодых судей? Или решено совсем отказаться от этой сферы деятельности?
– У нас есть группа судей, работающих в профессиональных лигах. Они будут делиться опытом и заниматься с молодёжью. А лучших из этого контингента будем отправлять в специализированные центры подготовки.
– Психологи утверждают, что многие конфликтные ситуации можно разрешить, если поговорить о проблеме откровенно. Планируешь ли провести встречу с руководителями команд-участниц?
– Конечно. Это просто необходимо. Нужны встречи, на которых мы сможем объяснить некоторые нюансы. Уверен, мы найдём общий язык.
– Ты женат, растишь сына и дочку. Сына в футболе в каком качестве видишь?
– Пробовал я его «завести» в футбол, но неудачно. Он у меня такой крепыш – ему ближе единоборства, а не футбол. Мой брат преподаёт рукопашный бой, и сыну там нравится.
– Как я понимаю, в будущем телохранитель у тебя уже есть.
– Надеюсь на это.
Беседовал Виктор Шекемов