Согласно официальной статистике, Кабардино-Балкария находится в числе самых благополучных регионов России по числу детей, состоящих на наркологическом учёте. В ГБУЗ «Наркологический диспансер» Минздрава КБР на сегодняшний день числятся всего лишь 18 подростков, употребляющих психоактивные вещества.
При этом ни для кого не является секретом, что в реальности подростков, «балующихся» всевозможными «травками», таблетками и алкоголем, больше. А не состоят они на учёте потому, что наше законодательство запрещает освидетельствование несовершеннолетних на предмет наркотического опьянения без официального согласия родителей, опекунов или иных законных представителей малолетних россиян.
А взрослые (они же – родители, усыновители, опекуны) не хотят «ломать» будущую карьеру своих чад и подопечных и, соответственно, не дают согласие на тестирование начинающего наркопотребителя. Их отказ от освидетельствования ребёнка, по мнению врача психиатра-нарколога Наркологического диспансера Татьяны Нагорной, мотивировано нежеланием «выносить сор из избы».
В таком возрасте ребёнок не может сам обратиться за помощью к врачу, – считает Татьяна Ивановна. – Это должны сделать взрослые. Педагоги не имеют на это права, они лишь могут поделиться своими опасениями с родителями проблемного ребёнка. В конечном счёте, обратиться за помощью к наркологу должны родители. Они это делают очень редко, в порядке исключения. Как правило, они боятся огласки и постановки их ребёнка на учёт. Многие не хотят даже приходить в диспансер, полагая, что их визит к наркологу получит нежелательную огласку. Мы живем в маленькой республике, где все друг друга знают.
Но для таких опасений нет реальных причин. Всякий раз, читая лекцию в той или иной школе, я рассказываю и детям, и их родителям, что можно анонимно и бесплатно обратиться в наркодиспансер и пройти консультацию у медицинского психолога и врача психиатра-нарколога. Так же анонимно сдать анализы. Экспертиза работает круглосуточно. При желании можно оставить своего ребёнка дома, взять его биоматериал (мочу), принести в диспансер и сдать для анализа. Более того, можно сделать некоторые анализы дома: тест-полоски на одно одурманивающее вещество в среднем стоят около 120-150 рублей.
Главное – не медлить, если заметили что-то неладное с ребёнком, необходимо обратиться к профильным специалистам. Теперь это стало легче делать: приём медицинского психолога (сотрудника ГБУЗ «НД» МЗ КБР) проходит на «нейтральной территории». Кабинет медицинского психолога открыт в Государственной национальной библиотеке КБР им. Т.К. Мальбахова. Специалист принимает по субботам с 11:00 до 13:30. Это удобное время и место.
– Как часто вы сталкиваетесь со случаями своевременного обращения к специалисту?
– Редко. Недавно был случай: к нам в наркодиспансер пришёл юноша, чтобы получить справку для поступления в военное училище. Он подошёл ко мне, поздоровался. Оказалось мы с ним старые знакомые. Он обращался ко мне за консультацией. Это был тот самый случай, когда мать вовремя заметила проблему и обратилась к нам за помощью. Мне хватило одной беседы, чтобы убедить его в том, что ему это не нужно.
Но чаще бывает так, что родители, даже видя одурманенное состояние ребёнка, предпочитают не выносить сор из избы или же замечают проблему поздно, когда уже развилась устойчивая зависимость.
Совсем недавно в подобной ситуации оказался один шестиклассник. Тревогу забила бабушка, которая заметила странности в поведении своего внука. Тот часто и подолгу запирался в ванной комнате и выходил оттуда с красными губами. В рюкзачке мальчика нашли «насвай» (вид некурительного табачного изделия).
К моменту выявления у него «табачной» зависимости школьник оказался настолько зависим от своего «зелья», что его организму требовалось принимать эту «дурь» несколько раз в день. Дело в том, что у детей зависимость развивается быстрее и сильнее, чем у взрослых. А справиться с недугом сложнее, так как волевые качества у подростка ещё не сформированы.
Даже в этой серьёзной, запущенной ситуации родители не стали обращаться к нам за помощью, решили взять это под собственный контроль. Между тем сами подростки в большинстве случаев к консультации у врача-нарколога относятся спокойно.
– Насколько острой, на ваш взгляд, является проблема детской токсикомании в республике?
– В Кабардино-Балкарии ситуация с детской и подростковой токсикоманией считается более или менее благополучной. Но есть случаи, которые убеждают в том, что в нашем деле работа должна быть постоянной, скоординированной со всеми заинтересованными сторонами: родителями, учебными заведениями, полицией, общественными, религиозными и иными организациями, волонтёрами.
Сейчас в подростковой среде набирают популярность препараты бытовой химии. Это очень опасная тенденция. Во-первых, потому, что препараты бытовой химии доступны всем и каждому. Во-вторых, зависимость от них развивается быстро, и часто незаметно для родителей. У подростка на фоне токсической энцефалопатии резко снижается память, мышление, внимание. Взрослые думают, что сказывается сложная школьная программа, перегрузки и прочее, а в это время в организме ребёнка происходят необратимые процессы, ведущие его к слабоумию.
Раньше среди токсикоманов, употребляющих препараты бытовой химии, больше наблюдались дети из неблагополучных семей, сейчас это распространяется среди всех слоёв общества. Среди токсикоманов часто встречаются дети из благополучных семей, юные спортсмены и (вопреки распространенному стереотипу) девочки.
Был случай, когда группу подростков, вдыхавших токсикоманическое вещество, заметила женщина. Она, к счастью, сообщила об этом куда нужно. К сожалению, такие случаи редки. Обнаружить подростков за этим занятием нелегко, ещё сложнее сделать это вовремя. Бывают и печальные исходы. Дети нередко погибают от бытовой токсикомании, причём это может произойти и с теми подростками, кто пробует «химию» впервые.
Именно поэтому все родители подростков должны быть предельно внимательны к своим детям. Конечно, водить за ручку подростка не получится. Подростки нуждаются в поддержке и понимании. Здесь главное – не потерять с ним доверительный контакт, оставаться близким человеком, который выслушает и поможет в трудной ситуации.
Даже дети из благополучных семей порою могут быть ведомыми, им может быть сложно сопротивляться компании друзей. И если он точно не знает или не уверен в том, что это опасно, скорее всего, из интереса, любопытства или чтобы быть не хуже остальных, согласится попробовать предлагаемое «зелье».
– Как понять, что подросток стал принимать токсикоманические средства или наркотики?
– Токсикомана можно заподозрить по внешнему виду и поведению. Ребёнок по внешнему виду напоминает наркомана. Он часто худеет, становится беспокойным, ходит, слегка пошатываясь, зрачки у него расширенные, нос не дышит, волосы и ногти ломкие, лицо бледное с серым оттенком и т. д. Он жалуется на плохую память, головную боль, боль в мышцах, плохой сон. Можно заметить беспричинную раздражительность вплоть до агрессии.
Если у вас возникли какие-либо опасения, для уточнения диагноза сдайте анализ в токсикологической лаборатории. Сделать это можно в любое время суток (г. Нальчик, ул. Тургенева, дом 4). Или же сделайте экспресс-тест дома. Тест-полоски можно приобрести в аптеке.
Если опасения подтвердились, не ждите, обращайтесь к специалистам. Токсикомания – серьезная проблема, которая должна решаться сообща. В Наркологическом диспансере есть анонимное лечение для подростков, мы всегда готовы прийти на помощь.
«Телефон доверия» – 8(8662)44-17-83 – наркологический диспансер Мин-здрава КБР работает с 8:00 до 19:00, кроме воскресенья. Пожалуйста, будьте бдительны и внимательны к своим детям.
Беседовала Таира Мамедова