Сколько себя помню (а я играю в шахматы не с соседями, а в турнирах, более 45 лет), шахматы всегда имели «альтернативное» мышление. Это вообще было для избранных – шахматы по переписке. Дело даже не в цене телеграмм (хотя во времена СССР это было достаточно накладно). Ждать ответа на свой ход 2-3 дня – кому это надо?
Сейчас в условиях карантина по нераспространению коронавирусой инфекции, когда все шахматисты перешли на режим самоизоляции, самое время поговорить о «бесконтактных» шахматах. Корреспондент газеты «Нальчик» поговорил с самыми компетентными людьми в республике – с мастерами спорта ФИДЕ Александром Козаком, Давидом Темиркановым, мастером спорта РФ Чамалом Гедгафовым, а также президентом Федерации шахмат КБР Артуром Шахмурзовым:
Корр.: «Понятно, что 18-19 апреля второй этап Кубка КБР по быстрым шахматам не состоится. Нет соблазна провести этот турнир в «бесконтактном» формате?»
А. Шахмурзов: «Желания и возможности не всегда совпадают. Коммуникационные возможности – это хорошо, но федерация не сможет решить вопросы судейства».
Корр.: «Считаете, что «цена вопроса» запредельная?»
А. Шахмурзов: «Дело не в деньгах. Мы не сможем отследить чистоту соперничества. Если кто-то воспользуется возможностями компьютера, то изначально получит нечестное преимущество. Мы в такие «игры» не играем».
Корр.: «Редакция газеты «Нальчик» – бюджетное учреждение. Но у неё есть желание помочь в организации «бесконтактного» турнира. Если редакция подготовит 3 подарка для призёров турнира, то этого будет достаточно?»
А. Шахмурзов: «Более чем! Нам очень приятно, что газета «Нальчик» подключилась к проблеме. Если от вас будут 3 кубка, то остальное федерация закроет сама. Судейство за наш счёт, а призовыми… Каждый участник оплачивает заявочный взнос. Кто выиграет, будет в «плюсе». Сыграет средне – останется при своих. А покажешь результат ниже среднего – обижайся только на себя».
Далее последовали вопросы к шахматистам.
Корр.: «Вы готовы участвовать в «бесконтактном» турнире под эгидой редакции газеты «Нальчик»?
А. Козак: «Однозначно нет. Шахматы – объективный вид спорта. Если ты играешь лучше, то выигрываешь. А то, что вы предлагаете, эти самые принципы нарушает. Сидит какой-то ботаник, имеющий два компьютера и мощную программу, и играет со мной. А я не хочу играть с компьютером. Я хочу играть с конкретным человеком».
Д. Темирканов: «Сама по себе идея хорошая, но возможности реализации… Понимаете, всё очень сложно. Я не хочу никого обвинять, но есть искушение применить компьютер. Я практически каждый день играю на специализированных платформах. Там всё четко – и лимит времени, и всё остальное».
Корр.: «А если все участники перед началом турнира подпишут хартию, что не будут применять компьютеры?»
А. Козак: «Человек – существо слабое, подверженное искушению. Понимаю, что в газетном интервью ругаться нельзя, поэтому скажу: подобный турнир – это ерунда!»
Корр.: «Но в республике сильных шахматистов не так много. Можно ведь договориться о запрете использования электронного разума?»
Д. Темирканов: «Конечно, можно».
Корр.: «А если затеять турнир 16 сильнейших шахматистов КБР, вы можете взять на себя функции главного судьи и администратора?»
Д. Темирканов: «Технически это легко сделать. Надумаете – обращайтесь».
Корр.: «Шахматный турнир по смс-кам – это реально»?
Ч. Гедгафов: «Тут сразу два спорных вопроса. Первый – не все участники (имею в виду людей преклонного возраста) смогут обмениваться ходами. И дело не только в умении. У большинства вообще нет смартфонов, подключенных к Интернету. Второе – у игроков появляется соблазн воспользоваться специальными программами».
Корр.: «Но если вам предложат участвовать в подобном турнире?»
Ч. Гедгафов: «Я всегда готов».
Виктор Шекемов