Нальчик

Покупательский ажиотаж – это пандемия страха

Самое мощное средство массовой информации – это «сарафанное радио». Если «одна бабушка сказала», то знать об этом будут все. Правда, информация порой доходит максимально извращенная, но скорость её распространения иногда пугает.

Вряд ли кто-то забыл разговоры осенью 2012 года о конце света. Эта тема муссировалась на всех так называемых площадках. Чем ближе было 31 декабря 2012 года, тем мощнее было всеобщее умопомешательство. Один умник даже предложил поспорить с ним на 1 миллион долларов, что конца света не будет. Когда его спросили, почему он так уверен в благополучном разрешении ситуации, он выдал следующий аргумент: «Не будет конца света – заработаю миллион. Будет – мне точно платить не придется!»
Тогда же возник ажиотажный спрос на пищевые продукты с длительным сроком хранения. Признаюсь, и я не избежал этой участи. Наша семья из пяти человек набрала столько рыбных и мясных консервов, что после прохождения «пика страха», ещё полгода доедала «неприкосновенные запасы». После этого я долго не мог смотреть на кильку в томате.
Тогда население страны сделало неактуальным понятие «неликвид» для многих производителей. Причем мы приобретали продукты, как и положено во времена ажиотажа, по потолочной цене. Откуда же возникает этот самый ажиотаж?
Один психолог очень точно описал подобную ситуацию: вы находитесь в большом (точнее, огромном) кафе. Выйдя в туалет припудрить носик, улавливаете слабый запах горелых продуктов. Обернувшись в сторону кухни, видите всполохи пламени. Не вникая, что это: мангал, где жарится мясо, или огонь без присмотра, начинаете кричать: «Пожар!».
Люди одновременно начинают рваться к выходу. Узкие проходы не рассчитаны на столь многочисленную толпу. В создавшейся толчее многие получают травмы. Для некоторых эти травмы становятся несовместимыми с жизнью. Пожар, даже если он был, уже локализован. А жертвы, причём немалые, имеют место быть.
В своем итоговом посыле психолог посоветовал нам две основные вещи, весьма актуальные в условиях пандемии. Первое – соблюдать все рекомендации медиков. Избегать излишнего общения, в идеале, принять за норму самоизоляцию. Мыть руки после каждого контакта… Второе – не поддаваться панике, не обращать внимания на ажиотажный спрос. Пандемия коронавируса – это страшно. Но ещё страшнее пандемия страха. И он прав – ведь все болезни, как известно, от нервов.
А тем временем ажиотаж с продуктами уже набирает обороты. В мини-маркете, расположенном в шаговой доступности от моего дома, я не нашёл на прилавке лимонов. Видя мое удивление, продавщица объяснила: «Закупочная цена поднялась до 80 рублей за штуку. Значит, продавать нужно за 100 рублей. А кто за «стольник» один лимончик купит?»
Ещё круче повели себя продавцы стихийного рынка на Искоже. Килограмм имбиря стоит у них 1700 (одну тысячу семьсот) рублей! А как резко пропали дешевые медицинские маски. А насколько подорожали медикаменты (арбидол, ингавирин и им подобные), которые успели похвалить пользователи социальных сетей. При желании здесь можно найти пересечение с мародёрством.
Не хочу заострять внимание на продавцах-рвачах. У каждого своя правда – кредиты, аренда, налоги и прочее. Но их цена будет действительна и востребована, если кто-то купит, или хотя бы начнёт торговаться. Возьмите паузу, и вам явится чудо. Рынок без ажиотажа всё выровняет, а может быть, даже упадет ниже устоявшегося уровня.
Будем аккуратны с коронавирусом. Безопасность в условиях его распространения требует максимально возможной гигиены. Но что ещё важнее – будем аккуратны с пандемией страха. Поверьте, она в головах. В мозгах, которые можно «задурить» информацией от агентства ОБС (одна бабка сказала). И это намного страшнее.
Виктор Шекемов