Нальчик

«Всё, что окружает ребёнка, должно быть красиво»

В нашей постоянной рубрике продолжаем «визиты» в образовательные учреждения городского округа. Сегодня мы в школе №20.

Обучение детей селения Кенже, где и находится школа №20, началось в 1921 году. Историческая справка такова:
«По указанию Бетала Калмыкова, главного большевика республики, на селе собрали сход. Сельчанам было объявлено, что дети должны учиться грамоте. До этого момента образование сельских детей ограничивалось изучением в мечети Корана на арабском языке. Долго и тяжело составлялся список учеников: большинство родителей не хотели отдавать детей учиться в школу, особенно, если это была девочка.
Семья князей Тхашугоевых предложила тогда использовать свой дом для занятий. Так в селении Кенже появилась первая школа.
Все первые учителя приехали из России. Это были высококвалифицированные педагоги, мастера своего дела, среди которых были даже профессора университетов. В центре страны уже начинались репрессии, и многие представители интеллигенции пытались скрыться на окраинах державы. Жили они в этом же доме Тхашугоевых с согласия хозяев.
Первое здание школы в селении Кенже строили долго и трудно на средства жителей села. Даже в рес-публиканской газете за 1935 год поместили фотографию долгостроя, которая и дошла до наших дней. Видимо, хотели открыть школу 1 сентября, но сдали здание только к 3 октября. Эта дата и считается днём рождения школы. До последнего дня своего существования старая школа имела печное отопление, в ней отсутствовал водопровод и канализация. Здание было двухэтажным с высокими потолками в светлых кабинетах и высокими стенами. Во дворе находилась небольшая спортплощадка, отдельное здание библиотеки, туалет и гора угля для поддержания тепла в помещениях зимой. Снесли старое здание в 1984 году».
Сейчас школа просторна, оборудована всем необходимым, идёт в ногу со временем. Она гордится своими выпускниками, в числе которых Герой социалистического труда Мусаби Хапитович Ахметов, доктор экономических наук, профессор Пшикан Кясович Таов, композитор, народный артист КБР, лауреат государственной премии КБР, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Хатизович Барагунов. И делается многое для повышения качества образования.
Директор школы кандидат филологических наук, почетный работник общего образования РФ Майя Асланова на вопрос «Легко ли быть директором школы?» отвечает:
– Быть директором – это не возглас «Я начальник!», а, прежде всего, мера ответственности. Потому это сложная работа.
Театр начинается с вешалки, а школа – с забора. Я придерживаюсь той позиции, что все, что окружает ребенка, должно быть педагогически осмыслено, красиво, и стараюсь, чтобы ученики находились в эстетической атмосфере, которая воспитывает сама по себе, а ведь воспитанного ребенка обучать гораздо легче.
В целом есть три направления: работа с учениками по принципу «прежде всего, не навреди»; работа с коллективом по принципу «плох тот генерал, который забыл, что такое быть солдатом» и работа с родителями по принципу «будь открыт и доступен». Важно помнить, что родители не наши враги, и они не должны оказаться по другую сторону баррикад. Для этого всегда нужно живое общение, беседа, разъяснение, консультация.
– Что нравится и не нравится в современной системе образования?
– Нравятся ежегодно расширяющиеся возможности нашей школы – участие в различных проектах, конкурсах, программах. За последние два года школа вошла в различные программы: ремонт спортзала, где за счет федеральных средств проведен капитальный ремонт, строительство многофункциональной игровой площадки с детским спортивно-оздоровительным комплексом и зоной воркаута на территории школы. В рамках реализации федеральной программы «Школьный автобус» нам выделен транспорт для перевозки детей. В этом году мы также вошли в число образовательных учреждений республики, где будут открыты центры образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». В то же время имеет место большое количество отчетности, которая, забирая много времени, отвлекает педагогический коллектив от основной деятельности.
– Что в приоритете в учебно-воспитательном процессе?
– В приоритете, конечно же, качество образования. Дать детям одинаковые знания априори невозможно из-за их психофизических особенностей, способностей, темперамента. Но одинаковые условия мы должны создать всем. У каждого ребенка есть какой-либо талант. Надо только его открыть и развить.
Мы горды тем, что у нас работают талантливые учителя, имеющие значимые достижения в обучении и воспитании детей. Особо радует, что в последние годы много молодых педагогов влилось в наш коллектив. Администрация школы уделяет большое внимание повышению квалификации учителей, ибо, как и во все времена, кадры решают и будут решать все.
– По части дополнительного образования школе и Дому культуры не приходится «делить» детей?
– Это скорее сотрудничество, а не конкуренция. Администрация школы уделяет большое внимание функционированию дополнительного образования для всестороннего развития детей. Мы тесно сотрудничаем с администрацией с. Кенже, Домом культуры, сельской библиотекой, спорткомплексом, Советом ветеранов села и города.
– Есть дети в селе, которые предпочитают учиться в городских школах? Как поднять престиж школы и профессии учителя?
– Такие дети, конечно же, есть. Эта проблема была глобальной 4-5 лет назад. В результате огромной работы, проделанной педагогическим коллективом, большое количество детей вернулось в родную школу. Ежегодно повышается количество высокобалльников по отдельным предметам, что увеличивает возможность выпускникам нашей школы поступать в престижные вузы страны. Радует динамика: вот уже четыре года мы набираем в первый класс детишек на два класса больше по сравнению с предыдущими годами.
– Если сравнить школу, где вы учились, с сегодняшней школой, то каковы отличия?
– Принципиальные отличия между старой и новой школами, конечно же, есть. Это веяние и требование времени. Но кто хотел учиться, тот учился во все времена. Сегодня у учащихся больше возможностей. И когда у родителей правильная установка на учебу, тогда и ребенок желает учиться.
Сегодня другие дети, они более восприимчивы к новшествам. Им нужны другие учителя, которые могут их воспринимать, быть компетентными. Для этого педагогов надо отправлять на обучение, конференции, делать так, чтобы они изучали опыт других республик и регионов. В этом вопросе нам очень помогло сотрудничество со школой-побратимом из Карачаево-Черкесской Республики. Во время дистанционного обучения администрация и учителя имели возможность обмениваться опытом в новом формате обучения. Сегодня мы работаем над «созданием» современного учителя, который станет интересным для нынешних учеников, чтобы неизменный треугольник образовательных отношений ученик – родитель – учитель стал успешным.
Анна Сереброва

* * *
В эти дни ученики школы №20 приняли участие во всероссийских акциях «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Наследники Победы», «Открытка ветерану», прошедших в онлайн-режиме.